Украину ждет банкротство в 2019 году

Банкротство Украины в 2019 году: закрытие банков, банкротство физических лиц

Итак, 2019 год обещает быть знаковым по многим параметрам, и президентские выборы в нем – это далеко не последняя и главная интрига. Главные же неожиданности будут ждать нас в отношении серьезных экономических решений. И в частности, решений по ключевым вопросам банкротства ряда предприятий и даже сегментов рынка.

Депутаты под предводительством президента оттягивали момент истины, как могли, но, у большинства мораториев на эту процедуру срок выходит именно 1 января 2019 года.

Что же будет дальше? Попробуем перечислить, над кем конкретно завис дамоклов меч правосудия, и каких фигурантов рыночного поля, начиная со следующего года, вычеркнут из экономической повестки страны.

А также, конечно же, чем все это нам грозит конкретно.

Черноморнефтегаз

Пожалуй, одно из самых скандальных и неоднозначных украинских предприятий, по совместительству – крупнейшая нефте- и газодобывающая компания страны. В ее сферу интересов входит разведка и добыча соответствующих природных ресурсов на украинской части шельфа Азовского и Черного морей. Компания всегда была в полном ведомстве НАК «Нафтогаз Украины» и работает она с 98-года.

После революции 2014-го и аннексии Крыма Российской Федерацией, частично базировавшиеся в Симферополе мощности и капиталы предприятия были захвачены «зелеными человечками».

Особый резонанс получила отбуксовка военно-морскими силами оккупанта двух буровых установок «Украина» и «Петро Годованець» из территориальных вод Украины в районе Одессы к берегам полуострова в том же году.

«Вышки Бойка», купленные за 12 миллиардов гривен украинского бюджета добывали газ на Одесском газовом месторождении, когда произошел инцидент, и с тех пор, подсчитано, что ежегодно российская экономика с их помощью получает порядка 2 млрд.

кубометров газа незаконным образом.

Обратите внимание

Помимо потерь, связанных с крымской оккупацией, Черноморнефтегаз имеет в народе заслуженную славу синонима выражению «коррупционные схемы».

Да-да, это именно та самая нежно любимая арбузовско-азаровская кормушка, с помощью которой они безнаказанно прикарманивали миллиарды из нашего бюджета.

Позорно бежавшие в Россию после революции, эти два примечательных деятеля (между прочим, объявленные украинской прокуратурой в розыск) беззастенчиво украли 3,2 млрд. гривен из тех 12, за которые были куплены вышки. Ущерб государству, помимо этого, оценивается в 2,2 млрд. грн.

Сейчас уже практически завершены все следственные мероприятия по связанным с Черноморнефтегазом делам –большинство фигурантов процесса, тем или иным образом связанных с печально известным товарищем Бойко, выявлены, и в их отношении заведены уголовные дела.

Пока же шли все эти действия, государство не могло объявить о банкротстве предприятия, так как в противном случае виновники избежали бы наказания, а все концы ушли бы в воду.

Кроме того юридическое аннулирование компании помогло бы избежать ответственности России в международных судебных инстанциях по факту присвоения государственного имущества нашей страны.

Разрешение на всю деятельность по двум захваченным вышкам и мораторий на их банкротство пролонгированы до начала следующего года.

Что же будет в 2019-м, пока предсказать сложно: если судебные процедуры в судах всех инстанций, в том числе, и в международных, к тому времени завершатся, Черноморнефтегаз можно будет спокойно объявлять банкротом и возбуждать дела по прекращению его деятельности, выплате долгов и разделу имущества. В противном же случае упомянутые запреты могут пролонгировать еще на какой-то срок.

Банки-банкроты

Начавшийся после финансового кризиса 2014 года «банкопад», скромно названный Нацбанком «чисткой банковской системы», завершился окончательно и в ближайшее время новых лопнувших мыльных пузырей страна не увидит, считают на Институтской.

До этого же мы видели, пожалуй, все: были банки-зомби с абсолютно непонятной, непрозрачной и зачастую фиктивной деятельностью, были и банки, занимавшиеся откровенным отмывательством денег за границей.

Словом, порядка в системе финучреждений не было никакого, ни в глобальном смысле, ни во внутренней организации работы, поэтому операция по ампутации мертвых и безнадежно поврежденных тканей была действительно необходима, как воздух. Теперь, надеемся, украинцы смогут дышать свободнее, зная, что их деньги в надежных руках и, что не может не радовать, постепенно возобновляется их доверие как к кредитной, так и к депозитарной системе нашей страны.

Важно

В рамках политики деолигархизации экономики и перехода на новую модель банковской системы 85 банковских учреждений получили временное администрирование от НБУ (попали в черный список все, кто не был в состоянии самостоятельно сделать докапитализацию), и около девяти десятков банков начали процесс своей ликвидации.

Как мы помним, был организован Фонд гарантирования вкладов, которому было поручено вывести из экономического поля данных фигурантов без потерь для их клиентов, и на сегодняшний день удалось спасти средства полутора миллионов вкладчиков на общую сумму порядка 90 млрд.грн.

Кроме того было проведено расследование в отношении банкиров и очищение банковской системы от их имен, начатое с приснопамятного владельца «Форума» Новинского и закончившееся триумфальным «взятием Бастилии» украинской банковской системы – национализацией Приватбанка и удалением тандема Коломойский-Боголюбов.

Среди прочих, в числе самых крупных и резонансных, стоит вспомнить и фирташевские «Надра», и РеалБанк Курченка, а также Брокбизнесбанк и одиозный «Всеукраинский банк развития» наследника нашего беглого «вечно жЫвого».

Потерпели и жеваговские «Финансы и кредит», «Финансовая инициатива» и VAB Bank, а также многие-многие другие. Как умудрились устоять «Кредит Днепр» Пинчука и ахметовский ПУМБ – до сих пор загадка. Но, Нацбанк утверждает, что там совершенно другие модели экономики, оба банка «чисты», как слеза, и «брать» их было попросту не за что.

Ну, чистка чисткой, как говорится, и сокращение количества банков в украинском финансовом поле вдвое – дело уже прошлое, хоть и, конечно же, стоящее. А вот последнее решение НБУ о пересмотре дел топ-менеджеров множества погибших банков с вероятностью возврата их на руководящие должности других структур вызвало массу недоумений в обществе.

Главный в Украине по банковским лицензиям, Александр Бевз говорит, что банкиры, потерявшие свой статус в результате закона от 2015 года о личной ответственности руководства банков за их ликвидацию, смогут вернуться в «дело», если докажут свою безоговорочную непричастность к проблемам учреждения. В связи с этим, да и просто потому, что в 2019-м окончательно завершается трехлетний мораторий на занятие данными лицами руководящих должностей в финансовых структурах, по всей видимости, нас ждет возврат в новостные ленты массы ключевых и таких знакомых имен.

Что ж, народу остается дождаться наступления следующего года, запастись колой и попкорном, и занять места в первых рядах развивающейся драмы. А она обещает быть весьма интригующей и занимательной…

О бедном горняке замолвите слово…

Угледобывающая промышленность с недавних пор стала притчей во языцех – откровенно убыточная, потерявшая миллиарды из-за войны на Донбассе, безнадежно устаревшая и вытягивающая все мыслимые и немыслимые дотационные соки из бюджета.

В правительстве считают, что на данный момент безубыточными являются только 4 из 18 госшахт в стране, причем, главным образом это те, которые размещены в Волынском бассейне.

На остальные без слез и смотреть нельзя: имущество – в налоговом залоге, а то и под арестом, шахтерам месяцами задерживают выплаты, ни о каком ремонте, модернизации, повышении безопасности и прочем даже говорить не приходится.

Возможно, нам не хватает тэтчеровской твердой руки.

Совет

Возможно, экономику попросту стоит, пусть и болезненно, но переформатировать, сделав упор на современные способы обеспечения страны электроэнергией и топливом.

Но, пока к таким радикальным мерам, конечно же, никто не готов, поэтому решили попросту передать шахты в частные руки, чтобы хоть таким образом оздоровить ситуацию с ними и навести там порядок.

О приватизации угольных госшахт говорят уже давно, но, пока этот процесс не активизировался, правительство вынуждено ввести мораторий на открытие дел по банкротству этих предприятий, дабы еще до момента продажи там все не разворовали, и имущество окончательно не пошло по рукам кредиторов. Пока этот запрет продлили до начала 2019-го. Но, судя по тому, как вяло идут подвижки в этом отношении, нам стоит ждать его продления и на следующий год.

Институт банкротства физлиц

Для разнообразия с громких имен и ключевых для экономики предприятий и организаций перейдем на обсуждение простых сирых – наших ничем не примечательных сограждан. Кроме, разве что, того, что они не в состоянии выполнять свои финансовые либо имущественные обязательства в силу тех или иных причин.

До недавнего времени институт банкротства физлиц у нас отсутствовал, как факт, суррогатно заменяясь какими-то невнятными положениями, кардинально устаревшими в свете современной ситуации в мировой экономике и обновленного нашего налогового законодательства (которое, как известно, находится в процессе своего полного переформатирования).

Отправной точкой отсчета новой эры имущественных и финансовых взаимоотношений граждан станет, как ожидается, 1 января 2019 года – именно тогда введется в действие масштабный Кодекс по процедурам банкротства, первый том которого целиком и полностью посвящен «юрикам», а вот как раз второй – «физикам». В нем будут прописаны все процедуры в рамках объявления банкротом физлица, механизмы внесудебного урегулирования, увеличение возможностей для санации, словом, полностью все, что касается восстановления платежеспособности гражданина.

Кстати, не исключено, что именно из-за этого Кодекса, наряду с вышеописанными причинами по различным крупным (и не очень) потенциальным банкротам-предприятиям и банкам на данный момент так активно вводятся моратории на активацию данных ликвидаций: его нормы, во многом, помогут сделать эту процедуру цивилизованней, она станет менее болезненной и более выгодной всем участникам процесса.

Источник: https://eurowheels.com.ua/v-2019-god/bankrotstvo-ukrainy-v-2019-godu-zakrytie-bankov

2019 для Украины: встречайте Самый Страшный Год

Наступивший год обещает нам такую турбулентность, испытания и риски, что вполне заслуженно может вызывать не здоровые опасения, а натуральный ужас. Тут и президентские выборы, плавно переходящие в парламентские именно с критической паузой для падения рейтинга победителя первых.

Пик выплат по внешним долгам. Общий кризис развивающихся государств с долларовыми кредитами. Риски для сырьевых рынков, а это тоже к нам, как и предыдущий пункт.

В общем, при всей нашей невероятной способности выкручиваться и вытягивать счастливый билет в кризисной ситуации, год обещает быть не просто тяжелым, но и страшным.

Если вас это хоть как-то успокоит – не только для Украины. Хотя, что тут должно успокоить?

Обратите внимание

Итак, с экономикой Украины на 2019 год все обстоит нормально и даже позитивно минус два фактора с иксом. У нас сбалансированный реальный бюджет без жутких провалов по социалке.

То есть предполагается небольшой рост показателей по всем статьям, таким как рост ВВП, рост минимальной зарплаты, индексация пенсий в автоматическом режиме повышения, а также уменьшение соотношения внешнего долга к ВВП. Отношения с МВФ, другими финансовыми структурами и донорами достаточно теплые.

Правительство расписало доходы и расходы 2019 года более ли менее реалистично и без кризиса и неподъемных испытаний. Но в 2019 году ключевым фактором будет не экономика, а политика. И вот тут нас ждут самые серьезные испытания. Самое неприятное – без положительного со всех сторон сценария.

Весной в Украине пройдут президентские выборы.

Можно сколько угодно говорить про Зеленского, тянуть стремительным домкратом рейтинги Гриценко и Бойко, но всем умным людям было очевидно еще осенью – после битвы в первом туре, во второй выходят действующий президент Порошенко и действующий еще активнее кандидат Тимошенко.

Очевидного победителя нет. И масса денег, вбрасываемых Юлией Владимировной в рекламу анонса победы – лучшее тому доказательство. В результате победы любого из этих кандидатов мы получаем внешне разные, но, по сути, очень похожие сценарии.

Главное сражение все же ожидается между Порошенко и Тимошенко

Главное условие избирательной кампании 2019 в Украине – победитель получает кресло президента и теряет Верховную Раду. То есть президент обречен строить отношения с парламентом в невероятно тяжелых условиях.

Если победит Порошенко (вероятность 60%), то протестный электорат никуда не денется. И особых перемен в период с весны до осени ждать не стоит. Так что на парламентских его оппоненты свое возьмут. Тимошенко, Бойко-Вилкул и прочие.

И мы получим президента с враждебным большинством в ВР.

Читайте также:  Модная одежда для женщин 2019 года

Если победит Тимошенко (вероятность 40%), то сработает специфика ее избирателя. Самые бедные и самые необразованные люди ждут чуда. Сразу и здесь. Тарифы вниз, зарплаты и пенсии вверх. Это невозможно, станок в Нацбанке перегреется, международные доноры свернут все программы.

Или Тимошенко сознательно откажется от своих популистских обещаний сделать всем сразу хорошо – пенсионерам большие пенсии, бюджетникам большие зарплаты, молодежи дешевые кредиты и доллар дешевле ста гривен. Или пойдет на непопулярные реформы.

Так или иначе, но к парламентским выборам президентская партия «Батькивщина» рухнет по рейтингу из-за разочарования. Потому что можно из оппозиции обещать все, что угодно. Но реальных ресурсов в стране не так много и действующему президенту придется с этим считаться.

Важно

То есть при победе любого из двух кандидатов мы через полгода получаем антипрезидентское большинство в Верховной Раде. С которым придется договариваться.

Понятно, что в этой ситуации любой умный человек найдет компромиссный выход. В первую очередь за счет преференций лояльным ФПГ и подаркам мажоритарщикам. В общем, подкуп остается ключевым инструментом в украинской политике 2019 года.

Кстати, как показал опыт выборов в ОТД конца этого года – на выборах это тоже будет самая востребованная технология. Вот только тотальный подкуп подразумевает наличие больших финансовых ресурсов. А у Украины в 2019 году с этим могут возникнуть определенные проблемы.

В первую очередь потому, что доллар станет дороже в плане кредитов. А нам нужно возвращать долги. Пик в 2019 году, да и 2020 ненамного легче. К тому же замедление экономического роста в Китае плюс торговые войны в формате ЕС-США-Китай тоже понизят спрос и цены на сырье.

А Украина именно от спроса и цен на сырьевых рынках зависит критически.

Таким образом, ситуация в 2019 году выглядит для нас очень тревожно. Внутренняя политическая турбулентность умножается на очевидный дефицит ресурсов. На внешнеполитическом фронте никуда не исчезает агрессия России.

А вот в Европе у всех обостряются свои проблемы, плюс весной выборы в Европарламент. А там как раз хорошие шансы у правых партий, где за каждой второй торчат ушки кремлевских инвестиций. В идеале Украине стоит прекратить верить в помощь Запада, бескорыстную и неограниченную.

И рассчитывать только на внутренний ресурс. Но тут есть проблемы.

Да, в условных матрасах у населения долларов больше, чем у НБУ. Но нет полноценного рынка ценных бумаг, чтобы люди смогли инвестировать. Да, половина украинской экономики в тени.

Но грубые фискальные попытки не сделают этот сегмент белым, а уничтожат его, пополнив новыми кадрами очереди на бирже труда за пособиями. То есть ответ очевиден и банален – нам нужны реформы. И не просто реформы, а либеральные реформы.

Совет

Снижение налогов, упрощение администрирования, секвестр государственных расходов. Плюс гарантии частной собственности, жесткий запрет силовикам в плане давления на предпринимателей.

Тогда бизнес воспрянет и станет инвестировать в создание новых рабочих мест в Украине. Но эффект это даст через несколько лет. А сокращать госслужащих и урезать социальные расходы придется уже сейчас.

Хороший государственный муж пошел бы на такой шаг. А для политиков это приговор. Тем паче, в год выборов. Так что они попробуют снова запускать экономику капитализма, продолжая играть в социалистические игры с малообеспеченными. Такой себе шпагат, на котором мы простояли двадцать лет.

Вот только системы медицины, образования, пенсионного обеспечения и прочая социалка по образцу УССР себя исчерпала. Она вот-вот рухнет. А значит, либо мы через болезненные реформы начнем все менять сейчас на фоне проклятий и обвинений в недостаточной социальной заботе государства… Либо сделаем то же самое, через несколько лет. Но уже на развалинах.

Достаточно сильных политиков для первого варианта пока не видно. То есть 2019 год будет трудным. И, наверное, страшным…

Кирилл Сазонов

Источник: https://dengi.informator.ua/2019/01/01/2019-dlya-ukrainy-vstrechajte-samyj-strashnyj-god/

Банкротство Януковича: почему Украину ждет смена власти

К «Евромайдану» привели долгие годы популизма, коррупция и кабальное газовое соглашение с Россией

Виктор Янукович заблудился в трех экономических соснах. Ради обогащения и укрепления личной власти он пожертвовал инвестиционным климатом Украины.

Пытаясь удержать благосклонность населения — влез в долги и растратил резервы. Чтобы расплатиться по кредитам — не стал подписывать торговое соглашение с Европой.

Экономика Украины находится в тяжелом кризисе, который перерастает в финансовый. Это сделает выживание режима Януковича невозможным.

Обратите внимание

Отказ подписать торговое соглашение с Евросоюзом и применение силы в отношении участников протестных акций привело к быстрой эрозии политического доверия в Украине. Режим Виктора Януковича, разочарование в котором и без того росло, начал семимильными шагами приближаться к своему финалу.

Пора подводить итоги

В основе развернувшегося в Киеве противостояния лежат политические мотивы. Но одновременно в стране начинается системный финансовый кризис. Отсрочить его могут лишь кредиты, которые Украине не хочет давать ни МВФ, ни Россия.

МВФ, на игле которого Украина сидит с 2008 года, выдвигает условиями кредита освобождение курса гривны, заморозку зарплат и пенсий, повышение цен на газ. Это самоубийственный для Януковича сценарий, но альтернативы не видно.

Получить денег от ЕС в качестве платы за интеграцию команда Януковича рассчитывала лишь в силу непрофессионализма. Деньги от Китая проблемы не решают — это долгосрочные проекты. Условием российских кредитов могли бы стать сотрудничество с Таможенным союзом и военно-промышленная кооперация.

Это тоже самоубийственный для Януковича сценарий — прямой путь к досрочным выборам.

Сугубо необходимостью срочно взять в долг объясняется отказ правительства Украины подписывать соглашение с ЕС. Кредиты нужны для поддержания бюджета и предотвращения девальвации гривны.

Европейским маневром Янукович хотел сделать сговорчивее Владимира Путина и удержать экономическую стабильность до выборов 2015 года. Но даже если Россия даст денег, этот финт теперь не пройдет.

Рядовое соглашение о торговле с Европой стало для украинцев символом другой жизни: общественного и экономического устройства, основанного не на блате, привилегиях и откатах, а на честных и одинаковых для всех правилах игры.

Экономический кризис

Важно

Украинская экономика переживает полноценный кризис. ВВП в первом полугодии 2013-м упал на 1.3%, промышленность за 10 месяцев – на 5,2%. Экономического роста нет с весны 2012 года. Два года не растут цены — и потребительские, и промышленные. Замедляется рост заработных плат и доходов населения.

В январе-ноябре выпуск автомобилей упал на 39,8%, стальных труб — на 22%. На стимулирование спроса — и потребительского, и инвестиционного у правительства нет денег. Украинский экспорт в январе-сентябре упал на 6,5%. С 2005 года страна ни разу не заканчивала год с положительным текущим сальдо.

В этом году импорт за 9 месяцев превысил экспорт на 15,5%, в 2012 году — на 15.9%.

Исправить ситуацию могла бы девальвация гривны на 15-25%. Она повысит конкурентоспособность украинских товаров и туризма, снизит привлекательность импорта. Но этот шаг грозит проблемами бюджету и банкам.

Население почувствует, что с экономической политикой что-то не так.

Поэтому экономическая команда Януковича сделала стабильность гривны основной своей целью, предпочитая сокращение резервов Нацбанка коррекции валютного курса.

С конца 2010 года международные резервы Украины снизились почти наполовину: с $34,6 млрд до $18,7 млрд. А курс гривны к доллару с 2009 года почти не менялся.

Стабильность гривны прибавляет Януковичу несколько процентов популярности, но лишает экономику конкурентоспособности, а финансовую систему — устойчивости. Дефицитный текущий счет можно балансировать притоком инвестиций и займов.

Но прямые иностранные инвестиции и раньше были небольшими, а в первом полугодии сократились в 2,7 раза, до $1,4 млрд.

Совет

Наращивать дальше внешний долг Украина тоже не может. За 2006-2012 годы совокупный долг вырос почти вчетверо — с $39,6 млрд до $135,1 млрд (прошлогодний ВВП — $176 млрд).

Внешний долг в 1,5 раза превышает даже рекордный прошлогодний экспорт (аналогичный показатель у России — 1,35). С весны 2012 года, когда остановился экономический рост, почти прекратился и рост внешнего долга.

Государству в долг больше не дают, а корпорации и банки увеличивать займы в условиях подступающей девальвации не рискуют.

Кризис украинской экономики имеет несколько внешних и внутренних причин

1) Низкие цены на черные металлы. В январе-сентябре 2013 года экспортная выручка от продажи металлов уменьшилась  на 9,6% по сравнению с этими месяцами 2012 года. Металлы — около трети украинского экспорта. Рассчитываемый МВФ индекс цен на них с начала 2011 года упал на 30%. Цена на железную руду сейчас на 27% ниже, чем в начале 2011 года, а алюминия — на 34%.

2)  Сверхвысокая цена на российский газ. Украина покупает газ дороже, чем Европа. Это результат дружбы Юлии Тимошенко с Путиным, приведшей к подписанию невыгодного для Украины соглашения.

Определяемая по нему цена газа в этом квартале составит $410 за тысячу кубометров (и это с учетом скидки в $100) — на уровне восточноевропейских стран или чуть дороже. В Армении российский газ стоит $189, в Белоруссии — $163. За это соглашение Тимошенко расплачивается тюрьмой.

Усилия по сокращению потребления газа, наращиванию его добычи в стране и налаживанию поставок реверсом из Европы дают медленный эффект.

Вопреки формальной логике, злополучное соглашение, при подготовке которого Путин, по словам украинского газового олигарха Дмитрия Фирташа, всех обыграл, а Тимошенко ему подыгрывала, оказалось невыгодным и для России.

Грабительские условия загнали украинских партнеров «Газпрома» в долговую яму, они задерживают платежи, требуют плату за транзит российского газа в Европу авансом. Зимой поставки газа в Европу находятся под угрозой срыва.

А в долгосрочном плане Украина стремится слезть с российской газовой иглы (поставки уже сокращены вдвое) и когда-нибудь этого добьется.

Обратите внимание

3)  Чрезмерная государственная нагрузка на экономику. Совокупная нагрузка (бюджеты государства и регионов, пенсионный и соцфонды) приближается к 50% ВВП.

Налоговая нагрузка распределена неравномерно: льготируются малый бизнес, сельское хозяйство, металлургия, нефтехимия. Налоги на зарплату составляют 36% — сильнейший стимул их избегать.

В условиях стагнации экономики региональные бюджеты за январь-ноябрь недополучили 7,5% доходов, а госбюджет — 10%. Инвестиции уже срезаны — текущие расходы составляют 95% трат бюджета. Приходится занимать.

Госдолг Украины вроде бы не велик — всего 17,2% ВВП. Однако с учетом региональных властей и госгарантий он приближается к 35% ВВП. В последние 9 лет бюджет средний размер дефицита — 2,8% ВВП.

Недоверие правительству столь велико, что при нулевой инфляции украинский Минфин вынужден привлекать средства в гривнах по ставке 14,3% годовых, а в долларах — 7,75%. Кредиты приходится брать в дружественных банках: борьбы на аукционах не наблюдается.

Остальные банки заняты изысканием денег для желающих выйти в кеш клиентов. Иначе начнется банковская паника. Внешним долгом проблема не исчерпывается: с 2011 года правительство вынуждено занимать в валюте и на внутреннем рынке (в первом полугодии — чуть больше половины займов).

Поэтому девальвация резко увеличит долговые расходы бюджета.

В энергетике, как в России до кризиса 1998 года, господствуют неплатежи. Госбюджет должен местным бюджетам, они — предприятиям тепло- и водоснабжения. Эти организации должны поставщикам энергии, а те, по цепочке, — поставщикам газа.

Не имея денег, Янукович пытается развязать эту цепочку за счет векселей с 5%-ной доходностью. Это попытка снизить долги, избегая масштабной эмиссии гривны, ведущей к девальвации. Такой подход не улучшает финансового состояния предприятий и снижает их платежи в бюджет.

Растет  задолженность по зарплате бюджетникам и чиновникам.

Важно

В ноябре правительство разрешило пенсионному фонду выплачивать пенсии за счет привлекаемых в коммерческих банках кредитов. Налицо все черты финансовой пирамиды.

Бюджетные трудности не мешают госорганам и судам закупать дорогую мебель, а местным властям — помогать бизнесменам вывести землю из-под налогообложения. Треть бюджета футбольного Евро-2012 была разворована.

 Средняя зарплата в Украине — $403, при этом донецкая прокуратура в расчете на одно рабочее место обходится налогоплательщикам в $1597 ежемесячно.

Проворовавшиеся на закупке итальянских каштанов для Крещатика чиновники киевской горадминистрации, будучи уличены, оформили себе поездку в Италию: проверять, кто подменил каштаны.

Читайте также:  Все о "луне-25" 2019 года

Прокормить неэффективное и разросшееся как раковая опухоль государство, в котором чиновники шикуют больше, чем олигархи, Украина не в состоянии.

4) Неблагоприятный деловой климат. В рэнкинге восприятия коррупции Transparency International Украина на 144-м месте из 177, а Россия — на 127-м.

Нравы и обычаи чиновников, не успевших наесться, застряли в середине 1990-х. Нормы поведения бюрократии задаются политическим руководством страны.

Оно в случае Украины занято приватизацией самых красивых участков  под Киевом и в Крыму, огораживанием их гигантскими заборами и построением за ними дворцов.

Совет

Все это портит деловой климат. Высокие налоги, которые необязательно платить. Жестокие законы, которые по знакомству можно не выполнять. Риски отъема собственности с участием правоохранительных органов. Госзакупки — исключительно у родных, близких и знакомых. Необъективная судебная система.

Гигантское влияние чиновников на любой бизнес. Плохо работают все госуслуги для бизнеса – получение разрешений, лицензий, аренды. «Весь малый и средний бизнес — прокурорский, — говорит участник одного из обследований бизнеса, проведенного CASE Ukraine.

— Если нет прокурорского прикрытия — его отберут».

Права Лилит Геворгян, аналитик IHS Global Insight: «Нынешние проблемы Украины не связаны с выбором между про- или антиевропейской политикой.

Это результат многих лет неправильного управления экономикой, популизма нынешнего и прежнего [Тимошенко – Б.Г.

] правительств, невозможности преодолеть коррупцию, монополистическую структуру экономики и выстроить независимую судебную систему».

Финансовый кризис

Плачевное состояние экономики буквально в эти дни перерастает в финансовый кризис. У него будет три компонента: долговой, валютный и банковский.

В 2014 году Украина должна вернуть МВФ $3,7 млрд, в т. ч. $1,2 млрд — в первом квартале. В апреле надо платить $1 млрд по евробондам.

Всего на 2014 год Украине нужно не меньше $7,3 млрд только чтобы рефинансировать долг, а за два ближайших года, по расчетам Bloomberg, выплатить придется почти $17 млрд.

Поэтому, как говорил первый вице-премьер Сергей Арбузов, Украина и пытается занять $10 млрд.

За 11 месяцев этого года Украина выплатила по внешнему долгу $4,7 млрд. Внешние рынки заимствований для страны практически закрыты. Накапливает долги «Нафтогаз».

Доходность госбумаг, погашаемых в 2014 году, с началом акций протеста выросла до рекордных 21,2%, а погашаемых в 2023 году — до 10,9% годовых. Страховка от дефолта Украины взлетела на 4-летний максимум.

Пока Янукович гордо говорит, что кредит МВФ ему нужен не на любых условиях.

Несколько дней — и такой возможности у него не будет.

Инвесторы уверены, что предстоит серьезная реструктуризация госдолга. Правительство пока в этом не сознается. Возможно, 2014 год будет начат без утвержденного Верховной радой госбюджета. Его финальный вариант до сих пор не опубликован, а предыдущие были основаны на нереалистичных макроэкономических предпосылках.

Уже неделю украинцы, увидевшие неизбежность девальвации гривны, не могут обменять  сбережения на доллары и евро по официальному курсу. В обменных пунктах нет денег.

Обратите внимание

Курс гривны на межбанковском рынке (8,28 грн за $1) все дальше отрывается от официального (7,99). 3-месячные форвардные контракты оценивают стоимость гривны в середине марта в 8,87 за $1.

Ликвидность в гривнах быстро испаряется — Нацбанк пускает все доступные средства на удержание гривны от девальвации.

Все больше опасений вызывает состояние банков. Стабильность гривны до начала осени сыграла с вкладчиками злую шутку. За январь-октябрь депозиты населения в банках выросли на 18% ($8 млрд), до 429 млрд грн ($53,7 млрд).

При этом 94% прироста пришлось на гривны — дедолларизация в развивающихся странах всегда идет особенно активно перед кризисом. Очевидно, вкладчики вскоре начнут жалеть о своих решениях, что грозит полноценным набегом на банки.

Им уже не хватает ликвидности: ставки по межбанковским операциям овернайт, еще в июне составлявшие 2%, взлетели до 20,8% годовых. За прошлую неделю отток средств из системы депозитов, по слухам, составил около 5 млрд грн — около 1,2%.

Вскоре Нацбанк будет вынужден ввести, как в 2008-2009 годах, временные ограничения на снятие средств в банках и мораторий на отзыв срочных депозитов. Но за пару кварталов зимы 2008/2009 даже в таких условиях банковская система лишилась четверти депозитов.

Депозиты населения составляют 34,5% банковских пассивов.

Ресурсов удержать ситуацию без девальвации у Украины нет: если в конце 2008 года резервы Нацбанка вдвое превышали объем гривневых депозитов (которые население желало обменять на валюту), то сейчас у граждан на гривневых счетах денег в 1,5 раза больше, чем у Нацбанка в валютных резервах. В таких условиях вполне вероятное снятие даже 10% депозитов приведет к полноценному коллапсу банковской системы. К счастью для банков, лишь 20% депозитов населения бессрочные. Но у компаний на таких счетах 57% средств в банках ($27 млрд).

Нацбанку придется включать печатный станок, обеспечивая банки ликвидностью. Но 20%-ная девальвация — очень плохой сценарий для бюджета: резко увеличатся расходы на выплату долга. Вырастет дефицит у «Нафтогаза», госдолг может достичь 45% ВВП, правительству придется ввести режим жесткой экономии.

Важно

На пути в Европу Украине придется пройти через жесточайший бюджетный и финансовый кризисы. Результатом должно стать выстраивание новых правил игры.

Прокормить государство-паразит, высасывающее из экономики половину соков, страна не в состоянии.

Так что Майдан — попытка переучредить государство на новых основаниях — это вполне рациональное экономическое поведение. Иначе с дороги, ведущей к пропасти, не свернуть.
 

Источник: https://fraza.ua/stenograms/183510-bankrotstvo_janukovicha_pochemu_ukrainu_zhdet_smena_vlasti_

Украина в 2019: Время расплаты за шалости 2014 года

Все дело в том, что подходит срок выплат по крупным внешним кредитам, взятым преимущественно в период 2014-2015 годов. Пик выплат по ним приходится как раз на 2019 год.

Расплачиваться по этим долгам правительству придется, залезая в карман каждого рядового украинского пенсионера, фермера или семьи гастарбайтера. Однако даже с учетом этих средств Киеву придется наращивать внешние долги, чтобы расплатиться по старым займам.

Проще говоря, Украина попадает в ту же долговую яму, где уже десятилетиями пребывают многие из стран третьего мира, — некоторые из них уже несколько раз выплатили сумму, когда-то взятую их бывшими правителями в долг, но остались должны еще больше.В начале декабря глава Нацбанка Яков Смолий говорил о необходимости получения нового кредита от МВФ для выплаты по старым кредитам.

Тогда он называл сумму в 12 миллиардов долларов, которую Украине необходимо отдать внешним кредиторам в 2019-2020 годах, мотивируя этим необходимость брать новые кредиты у МВФ и Всемирного банка.

Об этом говорится в декабрьском отчете Нацбанка «О финансовой стабильности». Данная сумма покрывает почти весь золотовалютный резерв страны по состоянию на 1 декабря 2018 года (17,7 миллиардов долларов).

В первом квартале 2019 года стране будет необходимо погасить и обслужить внешние долги на суммы, соответственно, 13,31 млрд гривен (более 31 млрд руб.) и 19,98 млрд гривен (почти 48 млрд руб.), во втором — 44,5 млрд гривен (порядка 106 млрд руб.) и 5,19 млрд (12 млрд руб.), в третьем квартале — 37,39 млрд гривен (89 млрд руб.

) и 20,09 млрд (почти 48 млрд руб.), и в четвертом квартале — 4,81 млрд гривен (более 11 млрд руб.) и 4,86 млрд гривен (11,57 млрд руб.).

Помимо этого, госбанкам Украины нужно будет выплатить по еврооблигациям порядка $1,1 млрд Как мы видим, график выплат в 2019-м будет достаточно напряженным, с наибольшей нагрузкой на 2-й и 3-й кварталы.

https://www.youtube.com/watch?v=BN3xFHY1Izw

Усугубляет ситуацию и тот факт, что в 2019 году на Украине должны состояться президентские и парламентские выборы, что является серьезной нагрузкой на бюджет.

«Стоимость новых рыночных заимствований высока. Ситуация на мировых рынках долгового капитала неблагоприятна, к тому же, положение Украины затрудняют двойные выборы в следующем году», — говорится в декабрьском отчете НБУ.

Следует учитывать и увеличение расходов на военный бюджет — в 2019 году Украина планирует на Минобороны потратить 103 миллиарда гривен, а на сферу безопасности в целом — 212 миллиардов (около 7,6 миллиардов долларов), или 5,4% ВВП.

В конце декабря Киеву удалось уговорить МВФ и Евросоюз выдать новые кредиты: 1,4 миллиарда долларов от МВФ и 0,5 миллиарда от Евросоюза. Таким образом, Украина поднялась на второе место в мире по количеству долгов перед МВФ, обогнав Грецию и немного уступая Аргентине.

Совет

И эти средства, естественно, тоже выдавались под определенные условия, в том числе при условии очередного подъема цен на газ и замораживания роста зарплат.

Значительная часть этих кредитов должна пойти на погашение предыдущих кредитов, то есть международные кредиторы, по сути, перекладывают деньги из одного своего кармана в другой, попутно выдвигая Киеву очередные условия.Визит президента Украины П.

Порошенко в США «Поступление средств важно в первом квартале 2019 года, когда Украине предстоят крупные выплаты по внешнему госдолгу. Кстати, все той же группе кредиторов. Так что это будет дело техники.

Деньги выделят и почти сразу заберут обратно большую часть в счет текущих выплат по внешнему госдолгу», — утверждает председатель правления RwS Bank Владислав Кравец.

Тем не менее, даже с учетом новых займов, средств на плановое погашение долгов может не хватить. «В первом квартале 2019 года будут преимущественно выплаты по внутреннему долгу. Сформировавшегося запаса валюты стране хватит разве что до конца февраля. С займами, которые Киев ожидает от Евросоюза, и с деньгами под гарантию Всемирного банка, Украина дотянет до мая (от Всемирного банка и Евросоюза уже до конца этого года ожидается $1,4 млрд). Но в мае нужно будет платить по облигациям, которые мы размещали под гарантию Соединенных Штатов на сумму $1 млрд

Поэтому в течение первых четырех месяцев 2019 года Украине очень важно будет снова выйти на внешний рынок заимствований.

Важно найти „окно“ и разместить новые еврооблигации хотя бы на $1-1,5 млрд», — поясняет старший финансовый аналитик инвесткомпании ICU Тарас Котович, подчеркнув также, что средств МВФ будет недостаточно и Киеву придется обращаться с просьбой о финансовой помощи к отдельным странам, которые если и дадут кредиты под большие проценты, то выставят еще ряд условий.

Кредиторов, естественно, интересуют гарантии возврата денег с процентами. А возвращать их будет уже руководство Украины, которое в любом случае окажется связанным удавкой внешних кредитов.

Комментируя декабрьское заявление НБУ, бывший премьер-министр Украины Николай Азаров напомнил, что в 2019 году Киеву фактически придется расплачиваться за 2014-2015 годы. «Это реальные цифры, которые вытекают из того, что кредиты МВФ занимались в 2014-2015 годах.

Обратите внимание

Они были пятилетние, четырёхлетние, целый ряд других кредитов, которые необходимо возвращать. С точки зрения способности Киева возвратить их всё зависит от того, насколько МВФ обеспечит финансирование, то есть новое кредитование (а по сути — перекредитование) для возврата этих кредитов.

Собственные валютные резервы сейчас составляют порядка $16,5 млрд Из них так называемые чистые резервы, которыми можно распоряжаться, — около $4 млрд Поэтому совершенно очевидно, что без помощи МВФ погасить их реально невозможно», — заявил в интервью Азаров.

Премьер-министр Украины Владимир Гройсман отмечает, что примерно треть бюджета-2019 уйдёт на выплаты по госдолгу, и подобная ситуация, по его словам, является катастрофичной. В Минфине же ее называют «беспрецедентной».

Экономист Александр Дудчак считает, что эти долги можно выплатить, если продолжить грабить население и переводить его большую часть из категории «бедные» в категорию «нищие», из-за страха уже случившегося дефолта.

«И так уже ликвидировали понятие «социального государства», доборолись с наследием «тоталитарного прошлого» до того, что от бесплатных медицины и образования ничего не осталось.

Население брошено на произвол судьбы, государство относится к своим гражданам лишь как к ресурсу, который должен быть дешёвым и эффективным: не можешь приносить прибыль — сдохни или уезжай.

А дефолт и без того наступил, но официально не признаётся — он произошёл после отказа выплачивать долги по кредиту РФ в 3 млрд долл., не считая процентов», — заявляет Дудчак.

Одним из последствий необходимости расчета по кредитам в 2019 году президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко называет инфляцию уже в январе 2019 года.

«В январе 2019 года будет девальвация гривны — это связано с тем, что, пока народ будет пить шампанское под ёлочкой, правительству нужно будет погашать проценты по внешним госдолгам.

В первом квартале 2019 года правительству Украины необходимо отдать разного рода инвесторам 1,19 млрд долл. А где их взять? Прежде всего за счёт скупки валюты на межбанковском валютном рынке, в то время как большая часть экспортёров будет праздновать и самой валюты будет мало.

Поэтому девальвация гривны в начале года — это уже традиция», — считает Охрименко.

По мнению украинского экономиста Алексея Куща, у Украины есть только три варианта поведения в сложившейся ситуации.

Первый вариант: пожертвовать нынешним поколением украинцев, которое должно будет затягивать пояса всю свою жизнь, чтобы вернуть долги правительства.

Второй вариант: постоянно рефинансировать долги, сдвигая сроки выплат и перекладывая их на плечи тех украинцев, которые пока еще только нежатся в колыбели в счастливом неведении о таких вещах, как кредиты и выплаты.

И третий вариант: объявить дефолт или признать долги «майданного правительства» «одиозными» и их списать, что предполагает конфликт с западными партнерами и международными финансовыми организациями.

Важно

На третий вариант, очевидно, может пойти только относительно независимое правительство, а первые два варианта рядовым украинцам не сулят ничего хорошего.

«Реструктуризация долгов для Украины означает продолжение прозябания в нищете, «пролонгацию» деиндустриализации и депопуляции, а также, вероятнее всего, продолжение конфликта на территории страны», — говорит директор департамента экономической политики Федерации работодателей Украины Сергей Саливон, комментируя перспективы реструктуризации долгов за счет новых кредитов. Он также отмечает, что серьезный удар по способности Киева платить по долгам может нанести сокращение российских выплат за транзит газа после введения в эксплуатацию новых газопроводов. В таком случае, по его мнению, дефолт для Украины будет не таким уж и страшным вариантом по сравнению с остальными.

Однако дефолт страшен правителям Украины, так как невозврат долгов будет свидетельствовать о том, что они не оправдали оказанного западными партнерами доверия. Дефолта Украины, по словам аналитика Дениса Гаевского, Запад не допустит «из имиджевых соображений».

Таким образом, скорее всего, в 2019 году будет продолжаться практика «подхлестывания дохлой лошади» — для погашения долгов банкрота будут выделять новые кредиты, попутно выжимая последние капли из полумертвой украинской экономики и еще оставшегося населения.

Читайте также:  Пособия на детей в 2019 году: выплаты по уходу и при рождении ребенка

Источник: https://news.rambler.ru/other/41532537-ukraina-v-2019-vremya-rasplaty-za-shalosti-2014-goda/

Тревожно: Чего ждать Украине в 2019 году

© РИА Новости, Стрингер

Украинские эксперты рассказали изданию Украина.ру, какие хорошие и плохие события ожидают их страну в новом году.

Украина вступает в 2019 год. Он будет очень непростым. Весной и осенью пройдут президентские и парламентские выборы, а значит, украинцам как минимум стоит ожидать вала разоблачений и ожесточения СМИ против друг друга.

Но в жизни государств весьма редко бывает сплошная черная полоса — наверняка найдётся и что-то положительное.На что надеются и чего опасаются украинские эксперты, узнавало издание Украина.ру.

Политика

Политолог, директор Киевского Центра политических исследований и конфликтологии Михаил Погребинский в целом в отношении 2019 года настроен пессимистично.

«Из плохого: проблемы, связанные с противостоянием двух церквей. Это самое опасное и самое плохое. Из плохого также возобновление более активных действий, позиционной войны в Донбассе.

И конечно же, плохо то, что никаких перспектив выравнивания социальной ситуации нет. И президент, и те, кто могут его заменить, ничего не предлагают, никаких идей нет.

Так что ситуация будет ухудшаться», — отмечает Погребинский.

«Надеюсь, что в этом избирательном цикле будет легализована та часть страны, которая фактически не имеет представительства во власти. Я имею в виду Юго-Восток. Насколько это осуществится, сказать трудно, но шанс есть», — сказал эксперт.

А вот у его коллеги — политтехнолога Андрея Золотарёва — тревожные ожидания.«Главный тренд в общественном мнении — это запрос на обновление украинской политики. Общество ждет перезагрузки власти, нынешний курс не одобряется подавляющим большинством украинцев.

Это один из доминирующих трендов в общественном мнении — ожидание «смены караула». Но это от двух выборов. Тут очень большие риски. Большинство претендентов на президентский пост не обладают лидерством, а оно начинается с 40% поддержки, победитель будет с очень невысоким уровнем легитимности.

Это создает риски того, что подведение итогов выборов может перерасти в то, что одна сторона не признает их. С учетом того, что страна насыщена оружием, а в политике доминирует язык ненависти, общество радикализировано, это может привести к трагическим эксцессам», — предупреждает Золотарев.

Именно поэтому в новом году он бы хотел пожелать своей стране, чтобы «в украинскую политику пришла адекватность».

Совет

Другой украинский политолог, Павел Рудяков, в вероятность Майдана из-за выборов не верит, но общенародных волнений не исключает.

Социальные взрывы, бунты по итогам отопительного сезона с теми запредельно высокими тарифами на услуги ЖКХ, в частности на газ для населения. В 2019 году также начнется острая фаза религиозного противостояния при участии новой структуры, созданной при помощи Вселенского патриархата и государственных органов.

Они развернут наступление на Украинскую православную церковь. Стоит ожидать также серьезных потрясений, связанных с президентской кампанией, — не надо надеяться на то, что эти президентские выборы будут честными, прозрачными и свободными хотя бы относительно. Будут эксцессы, связанные с необходимостью для Петра Порошенко подавлять оппонентов.

Можно, конечно, было бы совсем сгустить краски и дойти до ожидания войны с Россией, но мне кажется, что этого не произойдет», — указывает он в комментарии изданию Украина.ру.

Если и есть надежды на что-то хорошее, то связаны они с возможным урегулированием ситуации в Донбассе.«Надеюсь, что произойдет предполагаемый Минскими соглашениями развод сил от линии разграничения.

Мне кажется, что в 2019 году, хоть сейчас это выглядит и чересчур оптимистично, пойдет мирный процесс, прекратятся обстрелы и смерти людей. Это единственное положительное, на что можно рассчитывать.

Может, еще в результате обновления Верховной Рады там будет более адекватный состав депутатов», — предположил Рудяков.

Экономика

Оптимизма мало не только у некоторых политологов, но и у экспертов-экономистов.

«Плохое назвать проще, чем хорошее», — с горьким смехом на вопрос издания Украина.ру отмечает экономист Александр Охрименко.

При этом его ожидания все-таки связаны с политикой.«Надеемся, что выборы пройдут честно. А после выборов в Верховную Раду сформируется правительство профессионалов.

И еще хотелось бы, чтобы прекратилась военная истерия и установились нормальные деловые отношения с разными странами, в том числе и с Россией», — рассказывает о своих надеждах Охрименко.Прогнозы он, впрочем, тоже дает.

И они касаются того плохого, что может ожидать Украину в 2019 году.«Если будет эскалация конфликта, нанесут удар и по экономике. Кроме того, уже сейчас есть падение цен на экспортные товары Украины.

Может так случиться, что в 2019 году экспорт будет провальным, а это удар по валютному рынку. Особо опасаюсь и того, что выборы могут перерасти в очередной Майдан», — тревожится Охрименко, тем самым невольно повторяя тезис Золотарева.

Энергетика

Обратите внимание

Согласно ленинскому постулату, политика — концентрированное выражение экономики. Однако на Украине верно и другое утверждение: политика — концентрированное выражение энергетики.

Вопрос газопровода через Украину в этой стране приобрел не столько экономическое, сколько политическое, точнее даже геополитическое измерение.Кроме того, от цены на энергоносители для предприятий и населения зависит и социальная стабильность в стране.

Сопредседатель Фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич не ожидает чего-то экстраординарного в будущем году.

«Ничего особенно плохого или хорошего не будет. 2019 год будет повторять тенденции 2018-го. РФ продолжит минимизировать транзитное значение Украины, если брать энергоресурсы — это не только газ, но и нефть.

В 2019 году, очевидно, транзит будет еще на достаточно высоких уровнях, это потом будет падение. А так, украинская энергетика будет сталкиваться с теми же вызовами, что и на протяжении 2018 года.

Это большие долги потребителей на рынках энергоресурсов, это потенциальная вероятность дефицита угля.

Возможно, в следующем году импорт угля даже увеличится, потому что, как мне известно, регулятор закладывает большие объемы выработки электроэнергии благодаря тепловой генерации.

Есть риски, связанные с вступлением в силу закона о рынке электрической энергии: резко может возрасти цена для бытового потребителя, для населения.

Дальше будут повышать тарифы на газ — на 15% с мая, что также будет провоцировать дальнейший рост долгов», — указывает Марунич.

Он подчеркивает, что говорить о том, что будут страшные кризисы и разруха, не стоит, но и особого оптимизма эксперт не испытывает.

В общем и целом все опрошенные изданием Украина.ру эксперты отмечают: 2019 год будет непростым для Украины. В то же время у некоторых из них есть основания для сдержанного оптимизма.

Георгий Лучников

Источник: https://nk.org.ua/politika/trevojno-chego-jdat-ukraine-v-2019-godu-175510

Шокирующий прогноз: Вот что ждет Украину в 2019 году

В 2019 году Украину ждет жесточайший кризис. Пик популизма встретится с пиком выплат по долгам… Пишет на своей странице в Фейсбук известный аналитик Виктор Скаршевский.

Кредитная десятина

В Основных направлениях бюджетной политики на 2018-2020 года правительство запланировало, что государственный долг к концу 2020 года составит 73% ВВП. Что означает этот показатель?

Во-первых, что в ближайшие 3 года долговая нагрузка останется на нынешнем уровне – на 1 апреля 2017 года госдолг равен 76% ВВП. Во-вторых, это существенно выше, чем общепринятый безрисковый уровень уровень госдолга, составляющий 60% ВВП.

Важно

Всего, в ближайшие 3 года выплаты по внешнему долгу составят 22 млрд долларов (см. Таблицу), а не 16 млрд долларов, как утверждает Нацбанк и правительственные чиновники. Дополнительных 6 млрд долларов в 2018-2020 годах (по информации Министерства финансов, размещенной на сайте Верховной Рады), должно быть выплачено по кредитам, которые выданы под государственные гарантии.

Кстати, в Основных направлениях бюджетной политики на 2018-2020 нет совершенно никакой информации о динамике и размере внешнего долга (ни в абсолютных, ни в относительных размерах), а также о сумме расходов на обслуживание государственного долга (ни в абсолютных, ни в относительных размерах). Отсутствие конкретики и огромный набор благозвучных деклараций – этим пронизан весь документ.

И как же собирается правительство профинансировать 22 млрд долларов выплат по внешнему долгу при том, что валютные резервы Нацбанка на 1 июня 2017 составляют 17,6 млрд долларов?

Очень просто. В бюджетной резолюции записан гениальный рецепт – для этого необходимо «обеспечить полноценный доступ к внешним источникам финансирования для рефинансирования внешней задолженности». Все просто – «финансирование для рефинансирования».

Для погашения долгов залезть в новые долги. Вечный долговый двигатель, точнее, долговой тормоз.

Получается, для того, чтобы оставаться в рамках бюджетной резолюции, правительству необходимо набрать новых кредитов на сумму от 22 до 30 млрд долларов в ближайшие 3 года. Не инвестиций привлечь, а именно кредитов взять под проценты.

МВФ столько не даст. Максимум еще 2-3 миллиарда долларов. По миллиарду в год. Например, как в прошлом 2016 году – ожидали 6 миллиардов от МВФ – получили 1.

Тот же сценарий повторяется в этом году и нет никаких причин, чтобы что-то изменилось в оставшиеся 2 года действия программы EFF между Украиной и МВФ.

Еще пару миллиардов кредитов можно будет получить от других международных финансовых организаций, таких как Мировой банк, ЕБРР, Европейский инвестиционный банк и др.

Совет

Где же взять недостающих 15-25 млрд долларов? Получается, одно из двух. Либо выходить на международные рынки капитала и привлечь 15-25 миллиардов долларов в течение 3-х лет, либо проводить очередную реструктуризацию внешнего долга.

Первый вариант выглядит мало реалистичным. С таким плачевным состоянием украинской экономики и низкими международными рейтингами можно привлечь только краткосрочные (на 2-3 года) и очень дорогие внешние кредиты (7-8% годовых).

С учетом того факта, что последний раз Украина размещала евробонды в 2013 году (кстати, также под 7,5% годовых, несмотря на то, что состояние украинской в то время намного лучше), существует очень маленькая вероятность, что Украине в течение ближайших 3-х лет удастся привлечь на международном рынке капитала 15-25 млрд долларов.

Намного выше вероятность дефолта и/или очередной реструктуризации внешнего долга. Очень желательно не по сценарию 2015 года – реструктуризации имени Яресько, которая привязала выплаты по внешнему долгу к росту украинской экономики. В результате чего, с 2021 по 2040 года Украина должна будет выплатить внешним кредиторам несколько десятков миллиардов долларов.

Фактически Украина находится в долговой кабале. Судите сами. На обслуживание и погашение государственного долга (внутреннего и внешнего) в Украине расходуется 10% ВВП и до 2020 года будет расходоваться 10% ВВП (см. Таблицу).

Кредитная десятина. При этом рост экономики, по правительственным прогнозам, в лучшем случае составит всего 3-4% ВВП в год.

Фактические расходы по госдолгу съедят прогнозируемый рост и переведут его из потенциального плюса в реальный минус.

Если правительство планирует уменьшить платежи по внешнему долгу, оно должно в ближайшее время либо отменить кабальную реструктуризацию имени Яресько, либо провести новую, на условиях которые выгодны Украине, а не только внешним кредиторам. Об этом в бюджетной резолюции, ни слова. Видимо, правительство ставит интересы внешних кредиторов выше украинских.

Кризисы: 1998, 2008, 2014-2015. Очередной — 2019…

Обратите внимание

В 2019 году закончится программа с МВФ (хотя они и сейчас не балуют Украину кредитами). В 2019 году в Украине состоятся президентские и парламентские выборы. С 2019 года начнутся пиковые выплаты по реструктуризированному внешнему долгу.

Другими словами, в 2019 году встретятся два пика – пик предвыборного популизма с пиком выплат по внешнему долгу. Худшего сценария для экономики, обменного курса и инфляции сложно придумать. Особенно, если мировые цены на основные экспортные украинские товары (металл, руда и зерно) будут оставаться на низком уровне.

Отсутствие реформ, оголтелый популизм, коррупционная борьба с коррупцией, монополизация многих рынков, долговая кабала в угоду внешним кредиторам, сырьевая структура экономики, 95%-ая зависимость от внешней конъюнктуры, отсутствие защиты прав собственности, как частной, так и государственной – это неполный перечень причин, почему украинская экономика живет от одного кризиса к другому, так и ни разу восстанавливаясь до докризисного уровня.

Источник

Источник: https://crisis.in.ua/eduard/shokiruyushhij-prognoz-vot-chto-zhdet-ukrainu-v-2019-godu.htm

__________________________________________
Ссылка на основную публикацию