Средства резервного фонда россии в 2019 году

Правительство потратило все средства Резервного фонда :: Экономика :: РБК

Один фонд вместо двух

Всего в 2017 году из суверенных фондов правительство потратило свыше 1,6 трлн руб., говорил Силуанов в конце декабря. Помимо 1 трлн руб. из Резервного фонда правительство потратило 622 млрд руб. из ФНБ, из которых 616,7 млрд было потрачено на покрытие дефицита бюджета Пенсионного фонда.

Минфин в июне 2017 года предложил консолидировать два суверенных фонда в один. Силуанов объяснял, что ликвидная часть ФНБ и Резервный фонд — это фактически один и тот же источник финансирования расходов бюджета.

Сосуществование двух фондов считал нецелесообразным и экс-министр финансов Алексей Кудрин. «Нам нужен резерв, он должен находиться в ликвидном варианте.

Сегодня под это вся конструкция заточена, все свободные средства должны быть высоколиквидными, быстро высвобождаться в случае кризиса», — пояснял Кудрин.

Обратите внимание

Теперь у России остался один суверенный фонд, но он вновь начнет пополняться в этом году. В 2017 году Минфин уже получил дополнительные нефтегазовые доходы на сумму, ориентировочно, 829 млрд руб.

— на них покупалась иностранная валюта, которая до 1 октября 2018 года будет перечислена в ФНБ. В рамках постоянного бюджетного правила весь объем нефтегазовых сверхдоходов будет направляться в ФНБ.

Резервный фонд и ФНБ были созданы в 2008 году в результате разделения Стабилизационного фонда. Первый являлся источником финансирования бюджетного дефицита в случае резкого падения доходов казны. Второй же создавался как часть механизма пенсионного обеспечения граждан на длительную перспективу, хотя по существу эта функция так и не заработала.

Например, в 2008–2009 годах часть ФНБ была потрачена на антикризисную помощь банкам (в результате фонд сейчас владеет привилегированными акциями ВТБ, Газпромбанка и Россельхозбанка на 279 млрд руб.).

Другую часть средств было решено инвестировать в долгосрочные самоокупаемые инфраструктурные проекты, такие как модернизация Транссиба и БАМа или строительство АЭС в Финляндии.

На 1 января 2018 года объем ФНБ в рублевом эквиваленте составляет 3,75 трлн руб. Но, как следует из расчетов РБК, основанных на данных Казначейства, лишь 59% этого объема (2,2 трлн руб.) — свободные ресурсы, которые могут быть в любое время взяты со счетов в ЦБ и использованы для финансирования бюджетного дефицита или дефицита Пенсионного фонда.

Остальное вложено в финансовые активы — депозиты во Внешэкономбанке (222,5 млрд руб. плюс $6,25 млрд), привилегированные акции ВТБ, Россельхозбанка и Газпромбанка (279 млрд руб.), ценные бумаги, связанные с реализацией инфраструктурных проектов (113 млрд руб.

и $4,1 млрд, которые размещены в привилегированных акциях РЖД и Атомной энергостроительной корпорации, облигациях «Ямал СПГ», «Запсибнефтехима» и т.д.), депозиты в ВТБ и Газпромбанке для финансирования инфраструктурных проектов (164 млрд руб.).

Еще $3 млрд из ФНБ были инвестированы в конце 2013 года в покупку еврооблигаций Украины, по которым она отказалась платить после смены власти в стране.

Ликвидные средства ФНБ, хранящиеся на валютных счетах в Центробанке, могут размещаться в высоконадежных облигациях иностранных государств, например американских госбумагах.

Важно

В течение 2018 года Минфин планирует закупить валюту для ФНБ примерно на 2 трлн руб. дополнительных нефтегазовых доходов при ценах на нефть $54–55 за баррель, оценивал Силуанов (эти суммы, соответственно, будут переведены в ФНБ уже в 2019 году). При $60 объем закупок валюты составит 2,8 трлн руб.

В новом году средства ФНБ станут основным наряду с заимствованиями источником покрытия дефицита федерального бюджета — из ФНБ планируется использовать 586 млрд руб. Но в последующие два года, когда ФНБ уже почти не будет тратиться, а только пополняться, главным источником покрытия дефицита станут заимствования. Дефицит бюджета при этом установится в пределах 1% ВВП.

Авторы: Анна Могилевская, Иван Ткачёв

Источник: https://www.rbc.ru/economics/10/01/2018/5a55f2349a79471be871bb18

Бюджет на 2019-2021 годы. Социальные обязательства и укрепление экономики

МОСКВА, 29 сентября. /ТАСС/. Правительство РФ внесло в Госдуму проект федерального бюджета на 2018 год и плановый период 2019-2020 годов. Ранее премьер-министр РФ Дмитрий Медведев назвал главными задачами бюджета 2019-2021 годов полное выполнение всех социальных обязательств и формирование условий для укрепления экономики РФ.

«Бюджет [на 2019 год и плановый период 2020-2021 годов] более четко структурирован по целям: определены национальные проекты, по которым приняты сегодня паспорта, в ближайшее время будут приняты сами национальные проекты.

Это более жесткий программный подход к бюджету, чем раньше был», — сказал первый вице-премьер, министр финансов Антон Силуанов, выступая в субботу в эфире телеканала «Россия 24».

Профицитный бюджет

Согласно проекту, профицит федерального бюджета России в 2019 году составит 1,932 трлн рублей, при этом в 2020 году профицит ожидается на уровне в 1,22 трлн рублей, а в 2021 году — 0,95 трлн рублей.

Расходы федерального бюджета в 2019 году составят 18,037 трлн рублей, в 2020 году — 18,994 трлн рублей, а в 2021 году — 20,026 трлн рублей.

Доходы федерального бюджета заложены на уровне в 19,969 трлн рублей, 20,219 трлн рублей, и 20,978 трлн рублей в 2019, 2020 и 2021 годах соответственно.

Минфин сохранил прогноз профицита бюджета РФ на уровне 1,8% ВВП в 2019 году и повысил с 1% ВВП до 1,1% ВВП в 2020 году и с 0,6% ВВП до 0,8% ВВП в 2021 году. По итогам этого года прогнозируется профицит бюджета на уровне 1,3% ВВП.

Однако, по оценке Силуанова, в 2018 году бюджет будет исполнен с профицитом около 2% ВВП и показатель в законе о бюджете может быть скорректирован в сторону увеличения в ходе рассмотрения поправок в бюджет.

Последний раз федеральный бюджет РФ был исполнен с профицитом в 2011 году, тогда показатель составил 0,8% ВВП или 442 млрд рублей. 2013 год был исполнен с дефицитом в 0,5% ВВП.

Дефицит планомерно рос и достиг максимума в 2016 году — 3,5% ВВП. Уже в 2017 году Минфину удалось сократить дефицит федерального бюджета до 1,5% ВВП.

Макроэкономические условия

Проект бюджета на трехлетку подготовлен на основе «базового» варианта прогноза социально-экономического развития РФ на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов. Прогноз, подготовленный Минэкономразвития, учитывает продление антироссийских санкций и ответных мер со стороны России на протяжении всего периода.

Совет

Но при этом предполагает отсутствие новых геополитических потрясений и экономических шоков.

Министр экономического развития Максим Орешкин, выступая на заседании правительства РФ по бюджету, подчеркнул, что прогноз готовился в условиях высокой волатильности на глобальных рынках, на фоне роста ставок на американском рынке, финансово-экономического кризиса развивающихся экономик.

Эти условия вместе с ожиданиями новых антироссийских санкций, привели к повышенной волатильности финансового рынка РФ.

Однако, по мнению Орешкина, в отличии от прошлых подобных эпизодов, новые структурные макроэкономические реформы российского правительства, позволяют » уверено прогнозировать всего лишь краткосрочный негативный эффект как для финансовых рынков, так и для экономики».

Несмотря на волатильность, Минэкономразвития, сохранило свой прежний прогноз курса рубля и на конец 2018 года и на среднесрочную перспективу, как и другие основные макроэкономические показатели. По прогнозам ведомства, рост ВВП по итогам 2018 года составит 1,8%, а годовая инфляция будет на уровне 3,4%. Однако, в предстоящие годы МЭР ожидает умеренного ухудшения внешних условий. В частности, постепенное замедление мирового экономического роста ближе к отметке в 3% и плавное снижение нефтяных цен до уровне $54 за баррель к 2024 году.

Переходный год Следующий год, по прогнозам МЭР, будет переходным. Самым тяжелым его периодом, по оценке Орешкина, может стать I квартал — будет сказываться на экономическом росте эффект от повышения НДС. Также на I квартал приходится, по прогнозу ведомства, максимальное замедление кредитной активности, вызванное волатильностью на финансовых рынках.

В результате, по итогам 2019 года рост ВВП замедлится до 1,3%, а инфляция ускорится до 4,3% с пиковым значением около 5% в I квартале года. Экономический рост ускорится до 2% в 2020 году, а в дальнейшем закрепится выше отметки в 3%.

Инфляция стабилизируется вблизи целевого значения — 4%, а рост уровня заработных плат в реальном выражении будет составлять 2-3% в год.

В качестве факторов ускорения экономического роста, Орешкин назвал смягчение демографического удара по экономике за счет повышения пенсионного возраста и роста продолжительности активной жизни. По прогнозам министра, прогнозируемые темпы роста превзойдут рост мирового ВВП и позволят России войти в пятерку самых крупных экономик мира, преодолев текущее отставание от Германии в около 4%.

Обратите внимание

Минфин РФ в долгосрочном прогнозе до 2036 года, который содержится в пакете документов к проекту бюджета на трехлетку, спрогнозировал постепенное ослабление курса рубля до 73,9 рублей за доллар США в период до 2036 года. Также ведомство прогнозирует стабилизацию мировых цен на нефть в диапазоне $40-50 за баррель в этот период.

Согласно прогнозу ведомства, курс рубля к доллару США в период 2021-2025 годов составит 66,4 рубль/доллар, в 2026-2030 годах — 71,1 рубль/доллар, а в период 2031-2035 годов— 73,9 рубль/доллар. Нефть марки Urals, по прогнозам Минфина, будет стоить в период 2021-2025 годов — $55,2 за баррель, в 2026-2030 — $52,2 за баррель, а в период 2031-2035 годов — $54,9 за баррель.

Доходы при изменении законодательства

Летом 2018 года, во время подготовки проекта федерального бюджета, правительство предложило сразу два важных изменения, которые были учтены в проектировках — увеличение налога на добавленную стоимость на 2 процентных пункта с 18% до 20% и повышение пенсионного возраста для женщин до 60 лет, для мужчин — до 65 лет. Оба закона приняты Госдумой в сентябре, и ожидают одобрения Совета Федерации.

Ожидается, что с 2019 до 2028 года от повышения пенсионного возраста бюджетная система получит примерно 7,8 трлн рублей и все эти средства будут направлены на повышение пенсий. В следующем году повышение возраста даст около 2,9 трлн рублей, а на увеличение пенсий будет направлено в общей сложности 3,29 трлн рублей, в том числе бюджетный трансферт. Правительство рассчитывает на почти полное обнуление трансфертов в Пенсионный фонд из бюджета к 2030-2031 году.

Дополнительные доходы за счет повышения НДС на 2 процентных пункта на товары, реализуемые на территории РФ и на ввозимые в РФ, по прогнозам Минфина, составят 495,6 млрд рублей в 2019 году.

Прибыль пополам

Правительство в проекте бюджета на 2019-2021 годы прогнозирует ежегодный рост доходов бюджета от дивидендов госкомпаний: в 2019 году до 588,2 млрд рублей, в 2020 году до 626 млрд рублей, в 2021 году до 675,1 млрд рублей.

В 2018 году федеральный бюджет получит по этой статье доходов 278,8 млрд рублей.

Соответственно, прирост доходов по этой статьи в 2019 году составит 309 млрд рублей, из которых 264,1 млрд рублей дополнительных доходов должно обеспечить принятие решений по ряду крупнейших акционерных обществ о выплате дивидендов не менее 50% от чистой прибыли.

В пояснительной записке к проекту бюджета на трехлетку отмечается, что некоторые компании приняли решения о выплате дивидендов в размере 50% от прибыли, либо приняли решение о постепенном приведении дивидендной политики в соответствие с требованиями правительства, как ПАО Сбербанк.

Дивиденды, которые ЦБ получит от Сбербанка, в связи с планируемым изменением чистой прибыли в 2018 году могут составить более 135 млрд рублей, в 2019 году — свыше 209 млрд рублей, в 2020 году — 231 млрд рублей.

Читайте также:  Свадьба в 2019 году: благоприятные дни и красивые даты

Счетная палата в своем заключении на исполнение бюджета за 2017 год рекомендовала правительству минимизировать индивидуальные решения об уменьшении размера выплат. По данным СП, по сравнению с 2016 годом поступление от дивидендов в 2017 году уменьшилось на 667,6 млрд рублей, или в 3,7 раза, до 251,3 млрд рублей.

Однако глава Счетной палаты РФ Алексей Кудрин выступил против законодательного закрепления уровня дивидендов госкомпаний, хоть и считает, что нужно придерживаться ориентира в 50%.

Финансирование нацпроектов

Важно

Общий объем финансирования реализации национальных проектов и комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры РФ в 2019-2024 годах составит 13,11 трлн рублей, говорится в пояснительной записке.

В частности, на нацпроект «Демография» будет направлено 2,9 трлн рублей, на «Здравоохранение» — 1,34 трлн рублей, на «Образование» — 688 млрд рублей, на «Науку» — 387 млрд рублей, на «Культуру» — 100 млрд рублей, на «Экологию» — 636 млрд рублей.

Кроме того, на «Жилье и городскую среду» будет направлено 876 млрд рублей, «Безопасные и качественные дороги» — 1,24 трлн рублей, «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» — 395,4 млрд рублей, «Международную кооперация и экспорт» — 891 млрд рублей, «Производительность труда и поддержка занятости» — 74 млрд рублей, «Цифровую экономику» — 1,1 трлн рублей.

Комплексный план развития магистральной инфраструктуры обойдется бюджету за 6 лет в 2,3 трлн рублей.

Финансирование нацпроектов и входящих в их состав федеральных проектов за счет федерального бюджета составит в 2019 году — 1,7 трлн рублей, в 2020 году — 1,8 трлн рублей, в 2021 году — 2,1 трлн рублей. Общий объем бюджетных ассигнований на реализацию национальных проектов в 2019-2021 годах составит 5,55 трлн рублей.

В документе отмечается, что в рамках 12 нацпроектов будет утверждено 67 федеральных проектов и комплексный план развития инфраструктуры. Часть средств на их реализацию была предусмотрена в рамках приоритетных проектов, дополнительно предполагается направить 8 трлн рублей за 2019-2024 годы.

При этом Счетная палата РФ призвала правительство более строго подойти к вопросам увеличения финансирования госпрограмм в бюджете на следующую трехлетку в случае, если программы показали недостаточную эффективность.

Программа займов

Согласно проекту бюджета на трехлетку, объема госдолга в 2019 году составит 12 трлн рублей, в 2020 году — 14 трлн рублей, в 2021 году — 15,7 трлн рублей.

Совет

Минфин РФ в 2019-2021 годах может ежегодно размещать евробонды на сумму до $3 млрд, говорится в пояснительной записке к проекту бюджета РФ на 2019 год и плановый период 2020-2021 годов.

При этом Минфин планирует выкупить в 2019 году евробонды на сумму до $4 млрд

Также Минфин планирует разместить в 2019 году облигации федерального займа (ОФЗ) на 2,47 трлн рублей, на 2,42 трлн рублей в 2020 году и на 2,6 трлн рублей в 2021 году.

Объем бюджетных ассигнований, направляемых на погашение ОФЗ, в 2019 году составит 720,2 млрд рублей, в 2020 году — 579,7 млрд рублей, в 2021 году — 984,5 млрд рублей.

Первый вице-премьер заявлял ранее, что Россия может отказаться от внешних заимствований, заменив их внутренними источниками в случае усиления санкций.

Ранее в сентябре замминистра финансов Сергей Сторчак сообщил, что Россия скорее всего уже на выйдет на рынок внешних займов до конца 2018 года, хотя технически готова выходить на рынок, если сочтет нужным. Он также не исключил, что Россия может выйти на внешний рынок с займами в евро.

В марте Минфин России уже разместил евробонды «Россия-29» объемом $1,5 млрд под 4,625% годовых и евробонды «Россия-47» на $2,5 млрд под 5,25% годовых.

Основная часть средств в объеме $3,2 млрд, привлеченных от размещения облигаций «Россия-29» и «Россия-47», была направлена на выкуп облигаций «Россия-2030».

Остальная часть средств от размещения — $0,8 млрд зачислена в федеральный бюджет.

В прогнозе до 2036 года Минфин отмечает, что в среднесрочной перспективе ожидании нормализации денежно-кредитной политики на мировых финансовых рынках, растет вероятность снижения спроса на рисковые активы, в частности — сокращения объемов притоков капитала в страны с развивающимися рынками. Соответственно, на прогнозном горизонте можно ожидать постепенного ужесточения условий внешних заимствований для стран с формирующимися рынками, в том числе и для России.

Максимальные резервы

Фонд национального благосостояния к концу следующего года должен достигнуть максимального объема за всю историю своего существования, его объёмы будут расти благодаря жесткому бюджетному правилу, которое было принято в 2017 году.

Минфин планирует увеличение средств ФНБ в 2019 году до 7,8 трлн рублей, в 2020 году — до 11,37 трлн рублей, в 2021 году — до 14,18 трлн рублей, следует из пояснительной записки к проекту бюджета. Таким образом, объем ФНБ на конец 2021 года составит 12% ВВП РФ.

Обратите внимание

На конец 2018 года данный показатель составит 3,8% ВВП, 2019 — 7,4% и на конец 2020 — 10,3% ВВП РФ.

Минэкономразвития уже внесло предложение расширить возможности инвестирования средств ФНБ за рубежом и предложение нашло поддержку у президента РФ.

Силуанов ранее отмечал, что средства ФНБ в том числе необходимо расходовать на развитие внутреннего кредитования инфраструктурных проектов и институтов развития. По его словам, правительство уже договорилось о дополнительной докапитализации Внешэкономбанка из средств фонда на сумму 300 млрд рублей. На какой период рассчитана эта сумма первый вице-премьер не уточнил.Кудрин, выступая в Госдуме, обратил внимание правительства на то, что ФНБ нуждается в дополнительной оценке ликвидности активов. Он напомнил, что ФНБ стал главным резервом вместо Резервного фонда, который был полностью израсходован. На покрытие дефицита бюджета в декабре 2017 года были направлены средства Резервного фонда в объеме чуть более 1 трлн рублей. Резервный фонд был создан в 2004 году, у идеи его создания были противники, но опыт последних десяти лет показывает, что благодаря ему России не пришлось «идти с протянутой рукой» в Международный валютный фонд, отметил глава Счетной палаты.

Источник: https://finance.rambler.ru/realty/40922110-byudzhet-na-2019-2021-gody-sotsialnye-obyazatelstva-i-ukreplenie-ekonomiki/

Резервный фонд России 2019. Формирование резервного фонда

Национальный резервный фонд (НРФ) Российской Федерации представляет из себя определённую долю бюджета страны, которая хранится на случай непредсказуемых ситуаций (чаще всего в случае недостатка финансов используется капитал НРФ из средств нефтегазовых производств). Как полагается любой развивающейся стране, резервный фонд сегодня хранится как в национальной, так и в американской валюте. За безопасность и своевременно пополнение счетов резервного фонда отвечает Минфин России.

Дефицит бюджета не будет покрыт Резервным фондом РФ

Как происходит формирование резервного капитала РФ сегодня?

За последние несколько лет Россия показывает неплохие результаты в пополнении “запасных” счетов. Как указано выше,
постоянные счета резервного фонда формируются за счёт дохода с нефтегазовых операций и трансфертных действий в отношении газовых ресурсов.

Также существуют нормы показателей финансов резервного фонда, которые не должны превышать определённую сумму.

На сегодня, согласно законопроектам 2011-го года, бюджет фонда не используется для инвестирования нефтегазовых операций или финансирования Фондов национального благосостояния, а предназначен для контролирования финансовых затрат государственной казны.

На что идёт использование резервных средств?

Согласно заявлениям правительства, резервный фонд сильно страдает и расходуется во времена кризиса – последний крупный ущерб был нанесён в 2008-2009 годах.

В остальном часть денег идёт на финансирование пенсионного фонда, к тому же законами указано, что независимо от объёма фонда, 40% его средств имеют неприкосновенность и предназначены только для Пенсионного фонда (см. Обязательное пенсионное страхование 2017).

Также до 40% финансов уходит на поддержание инфраструктуры городов, и чаще всего эти суммы подлежат возврату. Также нередки финансовые кредитования крупным российским банкам в случае их неработоспособности.

Продовольственные карточки для малоимущих

Последние новости резервного фонда

Как недавно огласил главный финансист России Антон Силуанов, бюджет резервных счетов Российской Федерации может быть почти полностью опустошенным за текущий год.

К тому же он сказал, что при нехватке средств резервного капитала, государство вынуждено будет взять часть денег из фонда национального благосостояния.

Согласно его словам, причиной этой проблемы мог стать серьёзный провал в процессах приватизации.

Но правительство успокаивает: за 2018 год финансы фонда должны быть полностью восстановлены за счёт грядущих крупных продаж Россией углеводородов другим крупным государствам-потребителям, размер НРФ станет прежним или больше.

Источник: promdevelop.ru

Источник: http://IDeiforbiz.ru/rezervnyi-fond-rossii-2019-formirovanie-rezervnogo-fonda.html

Россия полностью откажется от трат Резервного фонда с 2019 года

МОСКВА, 29 июня. /ТАСС/. Россия намерена полностью отказаться от трат Резервного фонда с 2019 года, в 2018-м траты сократятся вдвое по сравнению с 2017-м, заявил министр финансов РФ Антон Силуанов на заседании правительства РФ.

«Мы снижаем траты наших резервных фондов. В следующем году они будут в два раза меньше, чем в текущем году. Начиная с 2019 года мы полностью отказываемся от использования средств резервных фондов — финансируем дефицит бюджета исключительно за счет внутренних источников заимствований и небольших внешних источников», — сказал он.

Силуанов подчеркнул, что Минфин РФ предлагает сократить расходы бюджета в 2018 года на 2% с целью формирования резерва в размере 77 млрд руб.

«Мы предлагаем сократить на 2% расходы, за исключением оплаты труда и денежного довольствия, публично-нормативных обязательств, реализации международных договоров, межбюджетных трансфертов государственным внебюджетным фондом, содержания судебной системы, обслуживания долга и отдельной части по закрытым статьям», — отметил министр.

При этом глава Минфина добавил, что использование средств Фонда национального благосостояния (ФНБ) в 2018-2020 годах сократится и составит 171 млрд руб. «В бюджете на 2017-2019 годы эта сумма планировалась в размере 1,155 трлн руб.», — сказал Силуанов.

Говоря о внутренних заимствованиях, министр сообщил, что планируется привлечь около 1 трлн руб. на протяжении трехлетнего периода. «Основным источником будут облигации федерального займа, которые мы планируем выпускать в сумме, в валовом выражении более 1,5 трлн руб.», — заключил он.

Силуанов также заявил, что доходы бюджета в 2018 году вырастут на 630 млрд руб., доля не нефтегазовых доходов при этом составит 63%.

«Мы увеличили исходя из параметров макропрогноза доходную часть бюджета на 630 млрд руб.», — сказал он.

«Доля доходов, не связанных с нефтью и газом, увеличивается из года в год. Если в текущем году мы ожидаем долю не нефтегазовых доходов в размере 60% от всех доходов, то в следующем году этот показатель составит 63%», — добавил Силуанов.

Он также отметил, что расходы бюджета учитывают средства на индексацию пенсий в 2018 году на ожидаемый уровень инфляции в 4%.

«Речь идет об индексации пенсий на прогнозируемый уровень инфляции предыдущего года, то есть за 2017 год. Мы предусмотрели индексацию по оплате труда, пенсиям, публичным нормативным обязательствам и стипендиям на уровень 4% в следующем году», — сказал министр.

Источник: https://tass.ru/ekonomika/4374834

Резервный фонд России 2018 на сегодня

1 февраля 2018 года Резервный фонд России прекратил свое существование, полностью исчерпав себя, об этом зафиксировано в соответствующем законе. Все дополнительные нефтегазовые доходы бюджета, по новым нормам Бюджетного кодекса, теперь будут направляться в ФНБ (Фонд национального благосостояния).

Читайте также:  Гороскоп на март 2019 года для всех знаков зодиака

Во время кризиса средства Резервного фонда выступали основным источником покрытия дефицита бюджета, что привело к существенному сокращению финансовых запасов.

 Согласно информации, размещённой на сайте Минфина 10 января, остатки фонда в объёме $7,62 млрд, €6,71 млрд и ₤1,10 млрд были реализованы за 1 трлн 420 млн рублей и зачислены на единый счёт федерального бюджета.

 Резервный фонд обнулился еще 22 декабря, когда на финансирование бюджетного дефицита были потрачены последние 54 млрд руб., показывает статистика казначейства. В январе—ноябре 2017 года Резервный фонд оставался нетронутым. Дефицит бюджета в 2017 году, по оценкам Минфина, составил около 1,6% ВВП (1,5 трлн руб.).

Резервный фонд России: как создавался, и финансовые новации в 2018 году

Резервный фонд был сформирован в 2008 году из средств Стабилизационного фонда. Основное предназначение фонда – обеспечить макроэкономическую стабильность в периоды экономических спадов.

 В случае резкого падения доходов казны Резервный фонд должен был стать источником финансирования дефицита бюджета.

ФНБ создавался как часть механизма пенсионного обеспечения на длительную перспективу, а другая часть его средств была инвестирована в долгосрочные самоокупаемые инфраструктурные проекты.

При этом власти использовали дополнительные нефтегазовые доходы для формирования резервов, что было зафиксировано в существующем бюджетном правиле. 1 февраля 2008 года единый Стабилизационный фонд разделился на Резервный фонд и Фонд национального благосостояния (ФНБ).

Важно

Одним из сторонников реформирования российской «кубышки» был нынешний председатель совета Центра стратегических разработок (ЦСР) и экс-глава Минфина Алексей Кудрин. «Нам нужен резерв, он должен находиться в ликвидном варианте.

Сегодня под это вся конструкция заточена, все свободные средства должны быть высоколиквидными, быстро высвобождаться в случае кризиса», — пояснял Кудрин.

В начале февраля 2015 года запасы РФ достигли рекордного значения – более 5,8 трлн руб. Однако экономический кризис «съел» большую часть финансовых резервов правительства. В результате средства РФ в 2017 году сократились до 1 трлн руб.

Эксперты считали, что в скором будущем Резервный фонда России полностью исчерпается. Однако стабилизация нефтяных котировок позволила снизить нагрузку на РФ.

Кроме того, власти решили переформатировать принципы формирования резервов, что отразится на дальнейшей судьбе Резервного фонда. Всего в 2017 году из суверенных фондов правительство потратило свыше 1,6 трлн руб., говорил Силуанов в конце декабря. Помимо 1 трлн руб.

из Резервного фонда правительство потратило 622 млрд руб. из ФНБ, из которых 616,7 млрд было потрачено на покрытие дефицита бюджета Пенсионного фонда.

Запасы Резервного фонда (РФ) позволили сгладить экономические потрясения во время кризиса. На фоне резкого сокращения бюджетных поступлений, власти столкнулись с ростом дефицита бюджета. Накопленные резервы позволили профинансировать государственные затраты, что привело к значительным потерям для РФ.

Ранее в 2017 году министр финансов Антон Силуанов не исключил вероятности слияния Резервного фонда и ФНБ. Тогда глава Минфина подчеркнул, что должны быть выполнены все решения, связанные с инвестированием в инфраструктурные проекты через ФНБ.

Резервный фонд планировалось полностью использовать в прошлом году. При этом объем ФНБ на 1 января 2018 года, по прогнозу министра финансов Антона Силуанова, должен составить 3,7 триллиона рублей, а его ликвидная часть — 2,3 триллиона рублей. В 2018 году ФНБ пополнится валютой на 829,2 миллиарда рублей, ее министерство купило на рынке в рамках своих валютных операций.

Власти рассчитывают на то, что нынешний год станет последним, когда дефицит бюджета финансируется из ФНБ. Впоследствии они собираются тратить средства ФНБ только на пенсионные накопления — 4,5 миллиарда рублей в 2019-м и 3,8 миллиарда рублей в 2020 году. При этом Минфин и дальше будет пополнять ФНБ, направляя в него купленную по бюджетному правилу валюту.

Бюджетные перспективы

Представители Госдумы приняли новый закон, который вносит существенные изменения в действующие бюджетные правила. Законодатели определили правила, которые будут ограничивать объемы госрасходов. Кроме того, депутаты поддержали инициативу правительства об объединении Резервного фонда и Фонда национального благосостояния.

В рамках принятых нововведений, бюджетные расходы будут привязаны к базовому уровню цен на энергоресурсы и прогнозу курса рубля.

Суммарные расходы государственной казны не могут превышать базовых поступлений нефтегазовых доходов. При этом чиновники установили уровень цен на нефть, который станет ориентиром для расчета расходов – 40 долл./барр.

Совет

Ежегодно данный показатель будет индексироваться на 2%, что соответствует ожидаемым трендам нефтяного рынка.

Изменение бюджетного правила позволит сохранить финансовые резервы России, подчеркивают чиновники. Данное нововведение обеспечит стабильные пополнения существующих запасов, поскольку средняя стоимость «черного золота» в следующем году ожидается на уровне 50-60 долл./барр.

Кроме того, российская экономика снизит зависимость от колебаний цен на рынке нефти. В следующем году будет действовать переходное правило, которое допускает превышения бюджетных расходов над базовыми нефтегазовыми доходами на 1% ВВП.

Данная норма обеспечит плавный переход на использование новых принципов расчета возможных затрат федерального бюджета.

В 2018 году произойдет объединение ФНБ и РФ, что позволит повысить эффективность формирования и использования резервов (до 1 февраля средства Резервного фонда будут переведены в ФНБ). В результате финансовые резервы будут сконцентрированы в одном фонде, основным предназначением которого останутся следующие цели:

  • сбалансирование существующей пенсионной системы;
  • покрытие дефицита бюджета;
  • софинасирование пенсионных накоплений.

Финансирование дефицита бюджета будет исходить из остатков средств в объединенном фонде на конец года. Уровень запасов, который позволит обеспечить стабильное развитие отечественной экономики – 5% ВВП.

Важно

В течение 2018 года Минфин планирует закупить валюту для ФНБ примерно на 2 трлн руб. дополнительных нефтегазовых доходов при ценах на нефть $54–55 за баррель, оценивал Силуанов (эти суммы, соответственно, будут переведены в ФНБ уже в 2019 году). При $60 объем закупок валюты составит 2,8 трлн руб.

В новом году средства ФНБ станут основным наряду с заимствованиями источником покрытия дефицита федерального бюджета — из ФНБ планируется использовать 586 млрд руб. Но в последующие два года, когда ФНБ уже почти не будет тратиться, а только пополняться, главным источником покрытия дефицита станут заимствования. Дефицит бюджета при этом установится в пределах 1% ВВП.

Если средства фонда превышают данный уровень, то резервы будут в полной мере компенсировать недополученные нефтегазовые доходы. В противном случае расходы фонда не могут превышать 1% ВВП.

Министерство финансов будет ежемесячно публиковать отчет, который поможет определить, сколько денег остается в объединенном Резервном фонде. Эксперты положительно характеризую предложенные изменения.

Однако для устранения всех рисков для российской экономики нужны более глобальные реформы.

Если Вам понравилась статья, пожалуйста, поставьте лайк! Следите за новой информацией на нашем канале. Подписывайтесь на нас в группе: подписаться

Источник: https://zajmonline.ru/rezervny-j-fond-rossii-2018-na-segodnya.html

Единый запасник: 1 февраля перестал существовать Резервный фонд России

С 1 февраля 2018 года в России осталась лишь одна стратегическая «копилка». Полностью истраченный Резервный фонд официально объединился с Фондом национального благосостояния (ФНБ).

Как отмечают эксперты, власти приняли решение создать единый запасник для финансирования дефицита бюджета. Ожидается, что в 2019 году объём средств ФНБ достигнет 7% ВВП, после чего начнётся инвестирование в инфраструктурные нацпроекты.

О ситуации с государственными финансами — в материале RT.

1 февраля Резервный фонд России прекратил своё существование и объединился с Фондом национального благосостояния (ФНБ). Теперь именно в ФНБ будут поступать нефтегазовые сверхдоходы.

Обратите внимание

Министерство финансов России в декабре 2017 года полностью израсходовало средства из Резервного фонда. Согласно информации Минфина, остатки фонда в объёме $7,62 млрд, €6,71 млрд и ₤1,10 млрд были реализованы за 1 трлн 420 млн рублей и зачислены на единый счёт федерального бюджета. 

История суверенных фондов России, которые стали настоящей подушкой безопасности для экономики в 2008—2009 и частично в 2014—2015 годах, началась десять лет назад.

1 февраля 2008 года единый Стабилизационный фонд разделился на Резервный фонд и Фонд национального благосостояния (ФНБ).

Одним из сторонников реформирования российской «кубышки» был нынешний председатель совета Центра стратегических разработок (ЦСР) и экс-глава Минфина Алексей Кудрин.

Задача Резервного фонда заключалась в финансировании дефицита федерального бюджета, тогда как ФНБ должен был страховать пенсионную систему и использоваться для инвестирования в долгосрочные инфраструктурные проекты. Тем не менее в 2008—2009 годах средства ФНБ направлялись на стабилизацию финансовой системы.

По мнению опрошенных RT экспертов, исчезновение Резервного фонда не приведёт к изменениям в российской экономике.

Также по теме

Всё до копейки: 1 февраля 2018 года Резервный фонд России прекратит своё существование

Резервный фонд России полностью исчерпан и 1 февраля 2018 года прекратит своё существование. Такая информация содержится в заявлении…

«Конечно, несколько обидно, что фонд опустошился, но свою функцию он полностью выполнил. Экономических последствий не будет.

Деньги всё равно были у одного держателя, и каких-то специфических функций, кроме как финансировать экономику и выпадающие доходы и затраты, фонд не выполнял», — пояснил RT директор Центра конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ Георгий Остапкович.

Важно

По оценке главного экономиста Евразийского банка развития (ЕАБР) Ярослава Лисоволика, объединение с ФНБ также не приведёт к неожиданным результатам с точки зрения функционирования суверенных фондов страны.

«Сохраняются ресурсы, которые накоплены для решения макроэкономических задач. С точки зрения администрации и управления этими ресурсами будет более унифицированный подход.

То есть продолжит функционировать ключевой принцип: дополнительные доходы, которые Россия получает от высоких цен на нефть, уходят в наш суверенный фонд. Это даёт возможность решить проблему снижения зависимости от динамики цен на нефть и создаёт буфер стабильности.

Читайте также:  В чем встречать 2019 год желтой земляной свиньи

Все фискальные правила, весь порядок управления остаётся неизменным», — отметил Лисоволик в разговоре с RT. 

Латание дыр

Предложение снова объединить два фонда было выдвинуто Минфином ещё в июле 2017 года.

Эксперт также отмечает, что правительство нуждалось в новом источнике прикрытия дефицита бюджета, а поскольку Резервный фонд был израсходован, других вариантов у властей больше не было.

«Напомню, Фонд национального благосостояния создан только лишь для обеспечения устойчивости пенсионной системы. Его средства нельзя направлять на латание дыр в бюджете. Осуществив слияние, был сформирован новый фонд, лишённый каких-либо ограничений на целевое расходование резервов», — пояснил Деев.

По оценке властей, 2018 год станет последним, когда дефицит бюджета будет финансироваться за счёт средств ФНБ. Далее средства фонда будут вновь направляться в пенсионную систему. 

Минфин оценивает дефицит федерального бюджета в 2017 году на уровне 1,5% ВВП, в 2018-м — 1,3% ВВП. Вместе с тем, по словам министра финансов Антона Силуанова, по итогам этого года при сохранении текущей конъюнктуры существует вероятность выхода к профицитному бюджету в 2%.

Эксперты считают, что одним из факторов, позволяющих бюджету выйти из дефицита, могут стать цены на нефть, которые уже сейчас находятся выше заложенного властями уровня.

Так, 25 января баррель нефти эталонной марки Brent впервые с 2014 года торговался на уровне свыше $71. Однако власти ещё в прошлом году одобрили бюджет на предстоящие три года на основе консервативного прогноза.

Согласно данной оценке, цена на нефть российской марки Urals ожидается на уровне $40 за баррель.

В то же время в Минэкономразвития не исключают повышения прогноза по цене на нефть Urals в 2018 году до уровня свыше $50 за баррель после успешной сделки ОПЕК+. Впрочем, пока действующий прогноз на 2018 год составляет $43,80 за баррель. 

Дождаться 7%

В январе Антон Силуанов сообщил, что сегодня объём средств ФНБ составляет 4,5 трлн рублей — это 5% ВВП. При этом 1,5% из них инвестированы, а 3,5% остаются незадействованными.

Также по теме

«У нас нет западных счетов и зарубежной недвижимости»: глава Минфина Антон Силуанов о «кремлёвском списке» США

Министр финансов России Антон Силуанов уверен, что «кремлёвский список» совершенного ничего не значит для его фигурантов. В эфире…

В этом году к уже имеющимся деньгам фонда министерство ожидает дополнительных нефтегазовых доходов в размере 3% ВВП. По прогнозу ведомства, к 2019 году совокупный объём средств ФНБ может достигнуть 7% ВВП. После этого «государственная копилка» начнёт инвестиции в инфраструктурные проекты. 

Совет

Так, Внешэкономбанк из средств ФНБ намерен профинансировать строительство саратовского аэропортного комплекса «Центральный». Общая стоимость проекта составляет 7,7 млрд рублей, из которых ВЭБ планирует инвестировать 5,4 млрд. Об этом госкорпорация сообщила 31 января в своём пресс-релизе. 

Георгий Остапкович считает, что одним из приоритетных инфраструктурных направлений для ФНБ могло бы стать финансирование строительства и модернизации российских портов.

«У нас большой урожай пшеницы, и мы можем на экспорт поставлять до 45 млн тонн, но проблема в портах. Нет возможности быстро развернуть логистику этого вида экспорта», — пояснил эксперт.
 

Источник: https://russian.rt.com/business/article/476149-rezervniy-fond-konec-fnb

Резервный фонд России в 2019 году: подробности слияния и прогнозы на будущее

Выросший из переформатированного в 2008 году Стабилизационного фонда, Резервный фонд России, эта своеобразная «кубышка» на черный день страны, с января 2018 года де-юро перестала существовать, слившись с ФНБ.

На момент переноса активы первого составили почти 1 трлн.руб., и так как средства эти всегда аккумулировались в номинированных в инвалюте активах или непосредственно в самой инвалюте, они всегда были высоколиквидными и чрезвычайно выгодными. Являясь по факту частью ее золотовалютного запаса, но, в то же время, находясь в распоряжении не Центробанка, как остальные его средства, а Минфина.

В 2016 году размеры Резервного фонда уменьшились почти в четыре раза по сравнению с предыдущими показателями, и в 2017-м были серьезные опасения, что он полностью исчерпается еще до завершения года.

Причиной тому была катастрофическая ситуация в исполнении бюджета, потери на внешнеэкономическом рынке и прочие проблемы, вызванные политической изоляцией РФ и санкциями.

Второй линией баррикад должен был быть уже непосредственно сам Фонд национального благосостояния, но к началу 2018-го ситуация несколько выровнялась, удалось даже осуществить неплохое пополнение активов, благодаря чему просто решили объединить эти два резерва в одно целое.

Значение слияния Резервного фонда и ФНБ

Максимально за всю историю в Резервном фонде содержалось 5,8 трлн.руб., и самые красивые цифры показывал период с 2008 по 2009 год.

Затем доходы фундации стали планомерно падать, подойдя к своему критическому минимуму в 2011-м (всего 1,3% к ВВП), а затем показали устойчивый рост до 6-8% вплоть до 2014-2015 годов.

Затем из-за резкого обвала цен на нефть размер их несколько снизился, но, в целом оставался стабильным из-за политики сдерживания до 2016 года, после чего стал неуклонно сокращать объемы, что хоть в соотношении с ВВП и смотрелось более-менее прилично по значениям (но, мы же помним, что и ВВП в данный период отнюдь не блистал), тем не менее в результате снова умудрилось довести баланс до исторического минимума.

Обратите внимание

Что же касается динамики изменений теперь уже материнской для Резервного фонда организации – ФНБ, с момента своей организации в 2008 году этот последний резерв ПФ страны, а также обеспечение ее уверенности в том, что даже в случае резких обвалов цен на экспортируемые ресурсы все же удастся выполнять свои обязательства, как страховые, так и внешнеэкономические, его размер небольшими темпами, но, тем не менее, неуклонно рос. Вплоть до конца 2017 года. Что примечательно, даже с вливанием в его структуру Резервного фонда он показал снижение своего размера до 3,6-3,9 трлн.руб. в первом полугодии 2018 года.

В этом объединении многие углядывают тревожный для экономики звоночек, ведь ранее, покрытие внешних обязательств страны и прочих проблем четко ограничивалось бюджетом Резервного фонда, и жадная лапа этих нужд никоим образом не претендовала на другие средства государства.

Теперь же, по сути, и дополнительное пенсионное обеспечение, и другие страховые обязательства, а также все запасы, прибереженные на случаи неблагоприятных сценариев развития событий, целиком и полностью зависят от нефтегазовых доходов, и только. Что конкретно это означает для народа? То, что если в бюджете образуется дефицит, средства на него возьмут из пенсионных накоплений граждан.

Чего ждать в будущем от работы Резервного фонда в 2019 году?

В составе ФНБ Резервный фонд так и будет в дальнейшем заниматься затыканием дыр и пробоев по всем статьям бюджета в результате недальновидной политики Правительства, явных перекосов по расходам и доходам, а также из-за перманентно отрицательного баланса Пенсионного фонда России.

Тем не менее, подобные трезвые прогнозы экономистов-аналитиков из независимых центров исследований, а также явную обеспокоенность западных партнеров, связанных обязательствами с РФ мировых финансовых организаций, российское руководство отметает, как беспочвенные.

Согласно последним заверениям силуановского ведомства, мы не просто «догоним и перегоним», но еще и полностью избавимся от дефицитов в экономике, перестав тратить средства фондов уже в 2019 году и начав их, наконец-то восполнять.

С одной стороны, однако, подобный оптимизм выглядит слегка дутым, ведь в последние годы ВВП снижался неуклонно, достигнув критических минимумов, за которыми уже начинается затяжная стагнация, а из нее, как известно, порой вырваться тяжелее, даже чем из стремительного, но активного падения.

В Правительстве надеются, что рост удастся зафиксировать на уровне 2-3%, при этом прекратится падение доходов населения (за последние годы общее благосостояние только по официальным данным снизилось почти на 6%).

Бесспорно, это было бы просто замечательно, вопрос только, обеспечат ли заявленные темпы роста полный отказ от расходования средств Фонда национального благосостояния – народных, по сути, средств?

Они говорят, что в 2018-2020-м годах потратят оттуда не более 171 млрд.руб., что означает, что статьи расходов, по сравнению с предыдущими планами на 1,16 трлн.руб., сократятся не просто в разы – урежутся почти что вовсе.

Важно

И это произойдет точно не за счет денежных довольствий, оплаты труда, осуществления международных договоренностей, разных публичных обязательств и прочих имиджевых статей, включая обеспечение долго, судебной системы и ряда секретных статей, уверен Силуанов.

За счет чего же или кого? Хороший вопрос… Официально заявляется, что дефицит покроют выпуском облигаций федерального займа на полтора триллиона и подросшими доходами бюджета.

Так ли оно будет? Пока сказать точно сложно, но, штопать экономику займами, параллельно запуская в карман пенсионеров руку – это явно не выход для такой страны, как Россия.

Очевидно, что нашему бюджету и внутреннему хозяйствованию в целом необходимо коренное переосмысление, к сожалению, рассчитанное на длительный период. Так что моментальных улучшений и каких-то резких проблесков света в конце туннеля, ждать, как ни печально, не приходится. Тем более, что и делается для этого явно недостаточно…

Источник: https://wallps.ru/v-2019-god/rezervnyj-fond-rossii-v-2019-godu-podrobnosti

__________________________________________
Ссылка на основную публикацию