Социально-экономический прогноз для россии на 2019 год

Прогноз социально-экономического развития России на 2019-2021 годы

На каждую трёхлетку Правительство РФ готовит документ под названием Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики. Как обычно, на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов они разработаны на основе прогноза социально-экономического развития на 2019-2021 годы (это базовый вариант сценария). Приводим его в данном материале.

На что рассчитывает Правительство

Базовый сценарий прогноза отражает уточненные приоритеты социально-экономического развития нашей страны, упомянутые в послании Президента Федеральному Собранию от 1 марта 2018 года.

Основные предпосылки прогноза социально-экономического развития на 2019-2021 годы относительно внешнеэкономической обстановки таковы:

        • сохранение темпов роста мировой экономики около 3,5%, сдерживаемое эскалацией торговых войн;
        • отток капитала с развивающихся рынков на фоне ужесточения процентной политики крупнейшими центральными банками;
        • сохранение ограничительных мер, принятых иностранными государствами в отношении России, на протяжении ближайшей трёхлетки.

Цена на нефть

В отношении цен на энергоносители заложено постепенное снижение стоимости нефти марки «Юралс».

Отмечено, что высокие цены на нефть на протяжении всего 2018 года будут поддерживать:

  • быстрый рост мирового спроса на неё;
  • резкий рост геополитической премии в цене на фоне усиления политических и торговых конфликтов.

Однако, с 2019 года стоимость нефти марки «Юралс» будет постепенно снижаться, опустившись до 57,9 долл. США за баррель к 2021 году, на фоне:

  • договоренности ОПЕК об увеличении нефтедобычи;
  • ослабления ограничивающих факторов для повышения добычи нефти в США;
  • «неравновесного» уровня текущих высоких цен.

НДС

Влияние на инфляцию повышения НДС в России с 18 до 20% оценено в районе 1,3 процентного пункта.

Согласно базовому прогнозу социально-экономического развития на 2019-2021 годы, частичный эффект от повышения НДС проявится уже в 2018 году за счет роста инфляционных ожиданий. Однако основной вклад изменения ставки этого налога в рост цен будет в 2019 году, в результате чего по итогам года инфляция составит 4,3%.

Обратите внимание

С учетом проведения ЦБ РФ денежно-кредитной политики, направленной на стабилизацию инфляции и сдерживание роста инфляционных ожиданий, она на конец 2019 года составит 4,3% г/г, что в целом – незначительное отклонение от целевого ориентира Банка России.

По мере выхода вклада от повышения НДС из расчета инфляция, вероятно, опустится ниже 4% и впоследствии стабилизируется на обычном уровне.

ВВП

По итогам 2019 года темп роста ВВП спрогнозирован на уровне 1,4%. Замедление темпов экономического роста будет связано:

  • с умеренным замедлением инвестиционной активности;
  • снижением темпов роста потребительского спроса.

Правительство ожидает замедление реальных темпов роста зарплат в первую очередь из-за формирования высокой базы сравнения в 2018 году в результате доведения:

  • до целевого уровня оплаты труда работников соцсферы;
  • размера МРОТ до прожиточного минимума.

Кроме того, в 2019 году индексация прочим бюджетникам будет проведена с 1 октября (а не с 1 января, как в 2018 году).

Отсутствие серьёзного давления на заработные платы со стороны бюджетного сектора обусловит сближение темпов роста реальных зарплат в частном секторе с темпом роста производительности труда.

С другой стороны, на реальных темпах роста зарплаты – так же, как и на их покупательной способности – негативно скажется ускорение инфляции. В результате:

  • темп роста реальных з/п снизится с ожидаемых 6,3 % в 2018 году до менее 1,0% в 2019 году;
  • реальный темп роста расходов на конечное потребление – с 3,5 % г/г в текущем году до 2,6 % г/г в 2019 году.

Влияние замедления динамики заработных плат на потребительские расходы будет частично компенсировано снижением нормы сбережения.

В 2020 году обещают реальный рост

Главное обещание прогноза социально-экономического развития на 2019-2021 годы в том, что уже в 2020 году экономика России адаптируется к новым условиям.

Так, выходу российской экономики на более высокие темпы роста будет способствовать:

  • перераспределение расходов федерального бюджета в пользу инвестиционных;
  • реализация проектов инфраструктурного строительства с привлечением средств частных инвесторов за счет обеспечения стабильных и необременительных условий для бизнеса (а это стабильные налоговые условия, предсказуемое тарифное регулирование, снижение уголовно-процессуальных рисков предпринимательской деятельности, а также развитие конкуренции и снижение доли государства в экономике);
  • создание условий для роста инвестиционной активности частного сектора.

Кроме того, макроэкономическая политика будет включать мероприятия, направленные:

  • на создание источников долгосрочных сбережений в экономике (добровольная накопительная пенсионная система, расширение линейки инструментов сбережения населения);
  • внедрение элементов стимулирующего банковского регулирования.

Источник: https://buhguru.com/spravka-info/sotsial-ekonom-razvit-rf.html

Будущее России: прогноз на 2019 год

Знакомый метеоролог рассказывал мне: самые современные средства прогнозирования погоды не могут определить, что нас ждет через две недели. 

Когда вы заходите на сайт с прогнозами погоды и видите «расписание на 2 недели» или «расписание на месяц» — это не прогноз. Это что-то вроде гороскопа — может, будет +20 или +5.  Мы не знаем, но уж очень хочется высказаться. Примерно тоже самое можно сказать о политических прогнозах на год.

Политические предсказания

Политические предсказания посложнее метеопрогнозов. Может ли произойти смена режима при декларируемом рейтинге поддержки выше 80%? Да, спросите при случае Чаушеску. Способен ли руководитель страны править с рейтингом в 3% и через полгода победить на выборах? Борис Ельцин определенно сказал бы «да».

Первый президент Чешской республики Вацлав Гавел был прав: политика – это не искусство возможного. Это искусство невозможного. Уж он об это знал не понаслышке.

Данные социологических исследований

Две недели назад я опубликовал материал «Рейтинг власти в России: что происходит?». За полмесяца показатели поддержки президента упали еще на 1,5%. На сегодняшний день главе государства доверяет 32,6% населения, за «Единую Россию» готовы отдать голоса лишь треть избирателей. Говорит ли это о том, что для власти все пропало? Нет. Нелюбовь сама по себе ни к чему не приводит.

Поисковый прогноз

Получается, что данные социологии бесполезны? Конечно, нет. Социология помогает определить коридор возможностей и их вероятность.

Попытка спрогнозировать варианты развития ситуаций – это поисковый прогноз. Какие же сегодня варианты развития политической ситуации?

  •  Улучшение ситуации: откат рейтингов до июньских значений
  • Краткосрочное улучшение: отставка правительства России в 2019 году
  • Стабилизация ситуации: выход на плато
  • Плавное ухудшение ситуации: базовый прогноз
  • Резкое ухудшение ситуации: массовые протесты

Улучшение ситуации: откат рейтингов до июньских значений

Вероятность 5%

Наиболее маловероятный вариант. Негатив накапливался последние несколько лет. Это и информационный негатив (постоянная «война» по телевизору), падение доходов (пять лет подряд), отсутствие образа будущего, рост цен. Ну и, конечно, пенсионная реформа – это стало прорывом настроений. Конечно, Путин может выйти и сказать: Мы ошибались. Возвращаем пенсионный возраст к прежним значениям.

Но президент этого никогда не сделает – иначе это был бы другой президент.

Есть ли что-то еще, что может предложить Путин россиянам? Уверен, что над этим вопросом бьются лучшие умы Администрации президента. Но уверен, что ответа у них нет.

Краткосрочное улучшение: отставка правительства России в 2019 году

Вероятность: 5%

Козлом отпущения пытаются сделать правительство во главе с Дмитрием Медведевым. Отношение к Медведеву (8% доверия) и к большинству членов кабинета (кроме Шойгу и Лаврова) чрезвычайно низкое.

Отставка надоевшего Медведева и замена его на молодого, активного премьера определенно может улучшить рейтинги власти, но лишь на коротком отрезке в 3-4 месяца. Если новый глава кабинета министров не оправдает ожиданий, то рейтинг снова откатится назад.

Власти выгодно использовать отставку правительства, но сделано это будет, скорее всего, перед выборами в Государственную Думу в 2021 году. 

Стабилизация ситуации: выход на плато

Вероятность: 30%

Насколько россияне терпеливы? Ответ на этот вопрос напрямую влияет на развитие ситуации. Если в массовом сознании граждан пройдена «точка невозврата», то этот сценарий невозможен.

Если «наш народ все стерпит», то достаточно в ближайшее время не делать ничего, что может вызвать массовое недовольство широких слоев населения.

Сомнение вызывает не только терпеливость народа, ставшая притчей во языцех. Наши законодатели и чиновники на местах имеют потрясающую способность раздражать население. Кто знает, какое коленце они выкинут завтра?

Плавное ухудшение ситуации: базовый прогноз

Вероятность: 40%

В воздухе чувствуется приближение бури. Но пока ситуация для власти некритичная. Даже с учетом введения новых санкций, ухудшения жизни населения, скандальных заявлений чиновников (вроде той же Ольги Глацких с ее “государство вам ничего не должно”) запаса прочности хватит минимум до осени.

После начнутся серьёзные электоральные проблему у всех, кто связан с властью (даже не обязательно баллотируется от «Единой России»). Уже сегодня на выборы в Московскую городскую думу внутриполитический блок делает ставку на самовыдвиженцев. Стоит кому-то провести хорошую информационно-разоблачительную кампанию, и усилия по маскировке кандидатов под самовыдвиженцев обнулятся.

Прошедшие в сентябре 2018 года выборы показали, что даже с учетом административного ресурса и фальсификаций, кандидаты от партии власти разгромно проигрывают спойлерам. Пока что эта мысль пришла в головы не многим, но время играет на руку протесту.

Резкое ухудшение ситуации: массовые протесты

Вероятность: 20%

С точки зрения массовых настроений, мы отскочили примерно в сентябрь-октябрь 2011 года. Рейтинги власти и доверие к основным институтам падало, пессимизм рос.

Кто-то мог с уверенностью заявить тогда, что спустя два месяца в Москве пройдут самые крупные протестные митинги в современной истории России? И главное, что причиной станут массовые фальсификации.

Ведь к тому моменту ни для кого это не было секретом: все взрослые избиратели знали, как во многих регионах России «делаются» выборы.

Отдельные специалисты, как Михаил Дмитриев, прогнозировали массовые протесты. Но даже и самые прозорливые не могли предсказать причины волнений.

Важным условием перехода из базового прогноза к массовым протестам является политическая кампания. В прошлый раз это была кампания «голосуй за любую партию, кроме партии жуликов и воров».

Кампания послужила объединяющим и направляющим элементом, вокруг которого сплотились люди разных взглядов.

В будущем кампания может «родиться» как в момент некоего кризисного явления, так и проводиться «досрочно».

Важно

Протесты или приведут к смене политического режима, или заставят власти проводить институациональные реформы. Помните, в 2011 году они уже начали их делать (упрощение регистрации партий, возврат губернаторских выборов и т.д.)? Но «слитый» протест быстро реформы остановил, оставив только декорации.

Источник: https://ludirosta.ru/post/budushchee-rossii-prognoz-na-2019-god_1715

Экономисты назвали главные риски для экономики России в 2019 году :: Экономика :: РБК

По прогнозу ВШЭ, нефть Urals подешевеет с $71 за баррель в 2018-м до $63 к 2021 году. Предпосылки для стагнации экспорта нефти создаст продолжение действия соглашения России с ОПЕК и другими странами-экспортерами наравне с истощением нефтяной сырьевой базы.

Экспорт нетопливных товаров и услуг из России рос вслед за темпами мировой экономики. Однако глобальный экономический рост замедлится: с 3,7% в 2017–2018 годах до 3,5% в 2021 году. «Общее замедление роста экспорта нетопливных товаров и услуг до 2,5–3,5% окажет негативное влияние на российскую экономику в 2019–2021 годах», — отмечают экономисты ВШЭ.

Более благоприятный сценарий, по мнению авторов прогноза, невозможен без роста цен на нефть, ускорения экспорта и ​радикального снижения административного и уголовного преследования бизнесменов, которое мешает предпринимательской активности.

Читайте также:  Покупка страхового стажа для пенсии в 2019 году

Вклад повышения пенсионного возраста в экономический рост будет незначительным — менее 0,1 п.п. в 2019–2020 годах и не больше 0,2 п.п. в 2021-м, считают экономисты ВШЭ.

Пенсионная реформа даже замедлит экономический рост, утверждает макроаналитик Райффайзенбанка Станислав Мурашов. «Реализация майских указов, безусловно, прибавит роста экономике, но пенсионная реформа отнимет даже больше», — сказал РБК экономист.

Занятость в возрастных группах, которые затронет реформа, составляет около 40% у мужчин и 50% у женщин, а трудоспособность сильно ограниченна. «Экономическая активность после выхода на пенсию резко падает. Люди не могут найти работу или не находят сил работать. В то, что вдруг вырастет занятость людей, подпавших под отсрочку, верится с трудом.

Многие будут вынуждены перейти под крыло своих детей. Так или иначе доходы буду сильно снижаться», — пояснил он.

Мурашов считает оценки ВШЭ по экономическому росту реалистичными. «Мы также ожидаем рост ВВП примерно 1,5% в ближайшие годы. Мы не верим в эффективность бюджетного стимула и не ждем ускорения — непонятно, за счет каких факторов роста он может быть достигнут», — добавил Мурашов.

Совет

Прогноз ВШЭ основан на условиях положительного эффекта реформ и сохранения санкций без их существенного ужесточения.

Но для экономистов РАНХиГС темпы роста в 1,3–1,9% — это пессимистичный сценарий, который вероятен в случае, если реформы и майские указы не будут реализованы, а санкционный режим серьезно усилится. «Мы рассчитываем на более высокие темпы.

На наш взгляд, более вероятен сценарий, когда темпы роста могут достичь более 2% в 2020 году и превысить 2% к 2021-му», — заявил РБК заведующий лабораторией макроэкономических исследований РАНХиГС Сергей Дробышевский.

Источник: https://www.rbc.ru/economics/24/11/2018/5bf7e7449a7947baac456f6f

Прогноз социально-экономического развития от Минэкономразвития к 2019 году

Перед началом любого последующего года, Минэкономразвития РФ проводит прогноз развития государства на последующие 12 месяцев. Не стал исключением и 2019 год, а потому пришла пора узнать, что именно ожидает государство согласно официальным сведения.

Основные сведения

Для России прогноз социально-экономического развития от Минэкономразвития к 2019 году разработан в 3 вариантах: базовом, улучшенном базовом и целевом.

Все сведения в прогнозе рассказывают о возможности продолжения нынешних санкций Запада и экономического ответа России на протяжении всего рассматриваемого периода. В это время на оглашённой территории не должно быть никаких экономических кризисов и политической нестабильности.

Основа прогноза – гипотеза сохранения финансовой устойчивости РФ и её макроэкономической стабильности, при условии выполнения всех обязательств.

Для разработки прогноза использовалась единое видение развитие российской экономики со следующими темпами роста: 2016 – 2,9%, 2017 –3,3%, 2018 – 3,5%, 2019 –3,6%.

Базовый вариант

Изначально чиновники решили рассмотреть тот случай, что станет с российской экономикой, если в стране будет продолжаться сохраняться нынешний консервативный подход к развитию внешних факторов, с возможностью ухудшения внешнеэкономических взаимоотношений и сдержанной бюджетной политикой. Основа базового или консервативного варианта – стабильный ход ситуации, где нет кардинальных изменений в модели нынешнего экономического развития.

Цены на нефть «Юралс»: 2016 год – 41 доллар за баррель и 40 долларов на протяжении описываемого периода. Такая оценка стоимости сырья считается слишком уж консервативной, так как отличается от нынешнего прогноза. К 2019 году объём добываемого сырья увеличиться на 21 млн тонн, тогда как несырьевой экспорт станет больше практически на 35%.

Обратите внимание

На фоне медленного восстановления российской экономики, основные социальные параметры будут протекать сдержано, хотя главные обязательства правительства перед народом всё же должны исполняться в полном объёме.

Обороты розничной торговли тоже не собираются удивлять несбыточными достижениями – 2% до 2019 года. При условии сохранения нынешней денежно-кредитной политики, уровень инфляции понизится до 5,8%. В будущем году возобновится рост инвестиций в РФ, а его среднее значение в 2018-2019 году составит 1,3%. Чистый отток капитала возрастёт до 25 млрд долларов до конца прогнозируемого периода.

Бюджетная политика сохранит за собой консервативный подход, что полностью соответствует базовому варианту прогноза. Федеральный бюджет продолжить оставаться дефицитным до конца 2019 года. Для его финансирования могут потребовать средства бюджетных фондов и внешних заимствований, а также приватизация госимущества.

В 2018 году темпы роста ВВП станут выше на 1,7%, тогда как в 2019-м этот процесс улучшиться ещё больше – на 2,1%.

Вариант «базовый+»

Следующее видение развитие ситуации в стране от Минэкономразвития базируется на более благоприятных внешнеэкономических условиях. Основа прогноза – стоимость нефти сорта «Юралс». Исходя из нового видения, цена сырья увеличится до 52 долларов за баррель в 2018 году, а в 2019-м и вовсе достигнет 55 долларов.

Такой прогноз, конечно же, более удачно отразиться на социальной сфере будущности России. Уровень жизни людей начнёт повышаться по мере возрастания социальных обязательств бизнеса и государства.

Чем больше доходов будут получать граждане, тем выше окажется их потребительский спрос. Ещё один момент – станет глобальнее потребительское кредитование.

В 2019 году оборот розничной торговли повыситься до 3,5%, тогда как объём платных услуг среди населения тоже покажет плюс, но только на 2,8%.

На фоне возросшего спроса потребителей, замедление инфляции окажется умеренным: по итогам 2018-2019 годов этот показатель снизится на 4,3-4,1%. Отток капитала из частного сектора сократится на 15 млрд долларов.

Так как цены на нефть повысятся, национальная валюта начнёт укрепляться, как и внешняя конъюнктура РФ, а инвестирование основного капитала станет на путь восстановления более резвыми темпами, чем это наблюдается сейчас. Прирост инвестиций до 2019 года составит 2,9% в годовом выражении, если повысится уровень инвестирования инфраструктурного сектора.

Важно

В описываемом варианте развития экономики РФ, из-за повышения стоимости энергоносителей, количество дохода от реализации нефти и газа окажется заметно выше, благодаря чему появится возможность спланировать более сбалансированный федеральный бюджет.

На фоне оглашённых условий восстановление экономики будет проходить более быстрыми темпами: в 2018 году рост ВВП составит 1,8%, тогда как в 2019 – 2,4%.

Целевой вариант

Следующая версия развития событий – достижение Россией приоритетных показателей социально-экономического роста и выполнение стратегических задач. В среднесрочной перспективе российский рынок сможет выйти на путь устойчивого роста с темпами, приравнивающимися к среднемировым.

Для этого придётся обеспечить макроэкономическую сбалансированность экономики. Итог – оборот розничной торговли ускорит своё возрастание до 5,3% в 2019 году.

По итогам будущего года, инфляция окажется на уровне 3,9%, и в последующем периоде сохранит своё значение, даже несмотря на повышение потребительского спроса.

Внешние условия России сохранят за собой показатели варианта «базовый+», правда, для достижения намеченный целей, придётся перевести российскую экономику на инвестиционную модель её развития. Если более конкретно, изначально придётся её немного сдерживать даже на фоне роста потребительских расходов и снижения издержек для национального бизнеса.

В итоге экспорт начнёт развиваться гораздо быстрее, чем при базовом варианте, тогда как рост реализации несырьевых неэнергетических продаж превысит темпы экспорта и достигнет 4,9% в реальном выражении. В стоимостном выражении увеличение будет происходить на 9% ежегодно.

Импорт товаров покажет возрастание доли инвестиционных товаров, а потому инвестиционная его часть будет расти в темпе опережения.

Оживление российской экономики в 2019 году способствует улучшению делового климата, из-за чего существенно сократится отток национального капитала, а после этот процесс прекратится и вовсе.

Совет

Согласно новой экономической модели развития страны, вскоре должна начаться более активная инвестиционная политика.

Для этого придётся позаботиться о создании специальных условий для трансформации инвестиций, увеличение необходимости в инвестировании путём внедрения регуляторных и макроэкономических мер. Их следует направить на улучшение бизнес-среды и повышения уровня доверия бизнеса.

Всё это станет причиной повышения инвестиционного капитала до 5,2%. При этом на первом месте окажется инвестирование частного сектора и вливания независимых инвесторов.

При условии контролируемого снижения процентных ставок, на фоне учёта начала реализации крупных инвестиционных проектов и мер, задействованных экономической политикой для активизации факторов роста оглашённого показателя, в 2019 году значение ВВП достигнет 4,4%, что на 2,3% выше, чем в базовом варианте развития событий.

В завершение хочется добавить, что несмотря на различие между возможными вариантами развития экономической ситуации в России, общая тенденция всё же просматривается чётко и ясно – государство постепенно восстанавливает свою мощь и вскоре вернёт утраченные позиции на мировом рынке.

Предыдущая

ПП рецепты для веганов 2018-2019 с БЖУ

Следующая

Прогноз рынка жилья на 2019 год

Источник: https://god-2019.com/prognozyi/prognoz-sotsialno-ekonomicheskogo-razvitiya-ot-minekonomrazvitiya-k-2019-godu/

Экономический прогноз России на 2019 — чего ждать?

Экономическую ситуацию в России нельзя назвать стабильной. В связи с этим вопросы дальнейшего развития событий интересуют не только бизнесменов, но и среднестатистических жителей. Это обуславливается колебанием курсов валют, повышением финансовых рисков и сложными отношениями с другими государствами.

Мы собрали данные разных аналитических агентств, чтоб максимально достоверно рассказать о прогнозах экономической ситуации в России на 2019 год.

Какой будет экономика России в 2019 году: тенденции и риски

Даже самые точные прогнозы не дают стопроцентных гарантий. Но точные аналитические данные позволяют предугадать вектор направления и основные тенденции развития.

Независимые компании и всемирные организации утверждают, что сравнивая экономическое состояние РФ с предыдущими годами, можно проследить положительные тенденции. Однако, учитывая сложную внешнюю политику (давление инфляции, угроза падения рынков сырья), ситуация может измениться в худшую сторону.

Правительственные эксперты настроены более положительно, но все же довольно осторожны в высказываниях. Мгновенного роста ВВП, конечно, никто не обещает, но гарантируют, что рецессию сменят положительные тенденции.

Риски из-за которых Россию может настигнуть новая волна кризиса:

  • сильное давление инфляции;
  • высокий риск падения на нефтяном рынке;
  • отсутствие изменений в структуре отраслей;
  • сложная внешнеполитическая ситуация.

Прогноз Министерства экономического развития России

  1. Понижение бюджета на 5%.
  2. Уменьшение количества добываемой нефти.
  3. Увеличение экспорта энергетических ресурсов.
  4. Повышение тарифных планов на перевозку (как пассажирскую, так и грузовую).
  5. Увеличение тарифа на электроэнергию для предприятий.
  6. Экономический рост до 3,1%.

Прогноз Всемирного банка

Всемирный банк прогнозирует повышение экономического роста в России на 1,8%. Причиной такого прогноза является устойчивый рост нефтекотировок. В 2019 году прогнозируется стабилизация цены на нефть в пределах 50-63 доллара за единицу объема. Отдельно, Банк отметил, что ситуация на рынке нефти связана с общеэкономическими тенденциями и во многом зависит от внешней политики.

Какие выводы?

Аналитики полагают, что в 2019 году правительство постарается сделать все для того, чтоб подготовить население к следующему кризису. Это связано с практически полным исчерпанием ресурсов Резервного Фонда, а к 2020 году, закончатся также деньги из Фонда национального благосостояния.

После этого, у правительства может быть несколько путей для пополнения государственного бюджета:

  1. Повышение налогов, что негативно скажется на малом и среднем бизнесе.
  2. Сокращение социальных расходов (образование, здравоохранение).
  3. Включение «Печатного станка», что негативно отразиться на экономике, и скорее всего, повысит инфляцию на 10%.
  4. Волна приватизации.

Эксперты считают, что для долгосрочной стабилизации экономического состояния России в 2019 году необходимо сократить расходы на оборону и силовые структуры. Вместо этого, стоит дать шанс малому и среднему бизнесу, что позволит стране выровнять ситуацию за ближайшие пять лет.

Читайте также:  Поздравления с 14 февраля 2019 года для любимого

Источник: https://srochnyj-kredit.ru/articles/ekonomicheskij-prognoz-2019.html

Оценка прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на период 2019-2024 годов

DOI: 10.26794/2587-5671-2018-22-6-153-156 УДК 316.4:330.34(045) JEL 022

Оценка Прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на период 2019-2024 годов*

АННОТАЦИЯ

Излагается заключение экспертной группы Финансового университета на Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на период 2019-2024 годов (разработан Минэкономразвития России).

Оценка Прогноза производилась с точки зрения реализации задачи, поставленной в Указе Президента Российской Федерации от 07.05.

Обратите внимание

2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» по осуществлению прорывного научно-технологического и социально-экономического развития Российской Федерации.

Особое внимание уделено анализу прогнозируемых темпов и источников экономического роста и перспектив социального развития. На основе произведенного анализа делается вывод, что предложенные прогнозные показатели не адекватны задаче «осуществления прорывного научно-технологического и социально-экономического развития Российской Федерации», предусмотренной Указом Президента России от 07.05.2018 № 204.

Ключевые слова: экономический рост; инфляция; производительность труда; инновационная активность; циф-ровизация; технологическое перевооружение; рынок труда; образование; заработная плата; пенсия; денежные доходы

Для цитирования: Оценка Прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на период 2019-2024 годов. Финансы: теория и практика. 2018;22(6):153-156. D0I: 10.26794/2587-5671-2018-22-6-153-156

Assessment of Socio-Economic

Development Forecast for the Russian Federation

in 2019-2024

ABSTRACT

This paper presents the conclusion of the Financial University expert group on the socio-economic development forecast for the Russian Federation in 2019-2024 (developed by the Ministry of Economic Development of Russia).

The forecast has been evaluated according to the task set in the Decree of the President of the Russian Federation on May 7, 2018 No.

204 «On National Goals and Strategic Objectives of the Russian Federation through to 2024», regarding achievement breakthroughs in science and technology and socioeconomic development in the Russian Federation.

Special attention has been paid to the analysis of forecasted rates and projected sources of economic growth and prospects for social development. According to the analysis, it has been concluded that the proposed forecast indicators are not adequate to the task of «achievement breakthroughs in science and technology and socioeconomic development in the Russian Federation», provided by the Decree of the President of Russia of May 7, 2018, No. 204.

Keywords: economic growth; inflation; labor productivity; innovation activity; digitalization; technological re-equipment; labor market; education; wage; pensions; money income

Важно

For citation: Assessment of socio-economic development forecast for the Russian Federation in 2019-2024. Finansy: teoriya i praktika = Finance: Theory and Practice. 2018;22(6):153-156. (In Russ.). DOI: 10.26794/2587-5671-2018-22-6-153-156

* Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2024 года. Официальный сайт Министерства экономического развития Российской Федерации. URL: http://economy.gov.ru/wps/wcm/connect/60223a2f-38c5-4685-96f4-6c6476ea3593/prognoz24svod.pdf? M0D=AJPERES&CACHEID=60223a2f-38c5-4685-96f4-6c6476ea3593 (дата обращения: 10.12.2018).

financetp.fa.ru •- 153

ИСХОДНЫЕ УСЛОВИЯ ПРОГНОЗА

Минэкономразвития России в своем Прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на период 2019-2024 годов подводит итоги развития экономики РФ за первое полугодие 2018 г., начиная с обзора ситуации на мировом рынке нефти и металлов.

Затем анализируется курсовая динамика рубля и ее зависимость от мировых рынков капитала.

Следовательно, исходной точкой для анализа внут-риэкономической ситуации становится зависимость отечественной экономики от мировых цен на энергоносители и другие сырьевые товары и ситуации на мировых финансовых рынках.

В части Прогноза, характеризующей перспективы мировой экономики, справедливо указано на высокую вероятность очередного циклического спада в развитых странах.

Однако нет попыток оценить глубину и продолжительность этого спада, а также более глубокие структурные проблемы мировой экономики, связанные с исчерпанием производительных возможностей отживающего технологического и мирохозяйственного уклада.

Исходной точкой для анализа внутриэкономической ситуации становится зависимость отечественной экономики от мировых цен на энергоносители и другие сырьевые товары и ситуации на мировых финансовых рынках.

На с. 12 утверждается, что внутренние факторы, влияющие на обменный курс рубля, включая экономический рост, остаются благоприятными.

Совет

Это странно, поскольку среднегодовые темпы роста отечественной экономики вот уже 6 лет остаются ниже не только среднемировых, но и развитых стран ОЭСР.

Значительное положительное сальдо текущего счета платежного баланса также ведет себя неустойчиво из-за возможных колебаний цен на сырье. Кроме того, на странице 11 диаграмма прогноза цен на нефть показывает их значительное сокращение к 2024 г.

Прогноз по инфляции (с. 11-12) — 4,3% на конец 2019 г.— чрезмерно оптимистичен. Он игнорирует такие тенденции, как, во-первых, сохраняющийся и усиливающийся режим санк-

ций, особенно в финансовой сфере. Это не может не затронуть курсообразование рубля и, соответственно, внешнеэкономическое давление на цены. ЦБ РФ не смог удерживать курс рубля в ходе острых ситуаций осени 2014 — зимы 2015 г. и августа-сентября 2018 г. Следовательно, воздействие внешнеэкономических факторов на инфляцию остается недооцененным.

Во-вторых, игнорируется вклад в инфляцию издержек со стороны естественных монополистов.

ТЕМПЫ И ИСТОЧНИКИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА

Прогноз предусматривает среднегодовые темпы прироста ВВП в период 2019-2024 гг. — 2,7%.

В связи с этим следует отметить, что в Послании Президента Российской Федерации Федеральному собранию от 1 марта 2018 г. была поставлена задача увеличения среднедушевого размера ВВП в указанный период в 1,5 раза.

Это предполагает среднегодовой прирост ВВП на уровне не менее 5%, т.е. его увеличение по сравнению с 2017 г. минимум на 140,7%.

Обратите внимание

Прогнозируемые же темпы роста ВВП позволяют его увеличить лишь на 119,5%, что существенно ниже поставленной цели.

Кроме того, касательно прогнозируемых темпов прироста ВВП на уровне 2,7% следует заметить, что еще в редакции Основных направлений деятельности Правительства на период до 2018 года, утвержденной 31 января 2013 г.

, подчеркивалось, что прирост ВВП на уровне 2-3% в год критически мал, так как «при такой динамике валового внутреннего продукта не удастся сбалансировать экономические и социальные составляющие развития страны».

Недостаточные для обеспечения «прорывного научно-технологического и социально-экономического развития» прогнозные темпы роста ВВП во многом объясняются тем, что проблеме роста производительности труда, которая в предстоящий период становится решающим фактором экономического роста, в Прогнозе уделяется явно недостаточное внимание. Предусмотренная Указом № 204 задача достижения к 2024 г.

ежегодного прироста производительности труда не менее чем на 10 тысячах средних и крупных предприятиях базовых несырьевых отраслей экономики темпом не менее 5% в Прогнозе даже не упоминается. В связи с этим прогнозируемые среднегодовые темпы прироста производительности труда в 1919-2024 гг. в целом по экономике на уровне 2,5% представляются недостаточными для обеспечения устойчивого роста.

Низкие темпы роста производительности труда отражают тот факт, что Прогноз, по сути, не ориентирован на прорывное технологическое развитие.

В Прогнозе говорится о предусмотренном в Указе № 204 доведении доли организаций, осуществляющих технологические инновации, до 50%. По отношению к нынешним несколько более 9% это выглядит прорывным. Однако необходимо отметить, что достижение 40%-ного уровня инновационной активности было намечено еще в принятой 8 декабря 2011 г.

Стратегии инновационного развития России до 2020 года. Ход реализации этой стратегии привел к тому, что принятая 29 марта 2013 г. Государственная программа «Экономическое развитие и инновационная экономика» уменьшила этот показатель на 2020 г. до 25%. При этом реальный уровень инновационный активности с 2000 г. остается на уровне, не превышающем 10%.

Важно

Перечисленные же в прогнозе мероприятия, направленные на перелом сложившегося тренда, не отличаются от тех, которые были продекларированы в ранее принятых документах и потому не позволяют рассчитывать на значимые эффекты в этой области.

В частности, ничего не сказано, как будет преодолеваться ключевая проблема: отсутствие эффективного взаимодействия между тремя субъектами технологического развития: государством, наукой и бизнесом.

При этом остается неясным, какие отрасли будут затронуты указанными столь масштабными изменениями, сколько новых высокотехнологичных компаний будет создано и в каких именно отраслях промышленности и, наконец, как эти изменения скажутся на структуре российской экономики и рабочих мест.

В указанном разделе прогнозного документа отсутствуют такие ведущие отрасли, как фармацевтика, биотехнологии, электроника, информационные технологии.

Не понятно, как будет распределен обозначенный эффект — сосредоточен в небольшом числе высокотехнологичных отраслей или равномерно «размазан» по всей экономике.

Их прогноза не ясно, за счет чего будет обеспечен 13%-ный вклад цифровой экономики в рост ВВП, какие именно виды деятельности, отрасли и производства подвергнутся цифровизации. Текст на с.

23 позволяет сделать вывод о том, что цифровизация экономики затронет только сферу государственного управления и государственных услуг, частично образование и медицину.

Во всех случаях мы имеем дело с улучшением

сервиса по обслуживанию населения. Вместе с тем из документа неявно следует, что цифровиза-ция фактически вообще не затронет реальное производство.

Такое положение дел и подобные приоритеты цифровизации представляются совершенно неприемлемыми — информационные технологии должны обеспечить технологический прогресс, прежде всего, в сфере реального производства и служить базой для формирования высокотехнологичного сектора обрабатывающей промышленности. В связи с этим представляется необходимым уточнение отраслевой структуры намечаемой цифровизации.

Прогнозируемые среднегодовые темпы прироста

Совет

производительности труда в1919-2024 гг. в целом по экономике на уровне 2,5% представляются недостаточными для обеспечения устойчивого роста.

Особую тревогу вызывает тот факт, что в Прогнозе практически не уделяется внимание базовому условию технологического перевооружения — развитию станко-инструментальных производств, отставание которых, как по объемам производства, так и по технологическому уровню, ныне является критическим, в том числе с точки зрения технологической импортозависимости.

СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

Вышесказанное определяет отсутствие прорывных сдвигов в социальной сфере.

В Прогнозе отражены национальные цели и ключевые приоритеты социальной сферы, предусмотренные Указом № 204. Однако их количественные параметры, по сути, лишь повторяют заложенные в Указе, не раскрывая содержание тех мероприятий и погодовую динамику, которые должны повести к их достижению.

Фактически единственными показателями, пригодными для анализа в прогнозе, являются изменения на рынке труда и динамика реально располагаемых денежных доходов населения, а также реальной заработной платы.

В разделе «Рынок труда, доходы и потребление населения» на с. 30 имеется противоречие,

financetp.fa.ru

155

состоящее в указании двух разнонаправленных трендов: с одной стороны, согласно прогнозу до 2024 г., в результате реализации пенсионной реформы произойдет рост предложения рабочей силы на 1,8 млн чел., с другой — ожидается снижение безработицы с 5,2% в 2017 г. до 4,6% в 2024 г.

Совершенно не понятно, какие именно отрасли экономики смогут стать локомотивами роста занятости, как это скажется на структуре российской экономики и куда будут перенаправлены кадровые потоки лиц предпенсионного возраста, многие из которых уже сегодня не нужны на своих предприятиях.

Совершенно не понятно, какие именно отрасли экономики смогут стать локомотивами роста занятости, как это скажется на структуре российской экономики и куда будут перенаправлены кадровые потоки лиц предпенсионного возраста, многие из которых уже сегодня не нужны на своих предприятиях.

Обратите внимание

Необходимо раскрытие секторальной структуры грядущей трудовой миграции людей предпенсионного возраста, равно как и возможные изменения в структуре трудоустройства представителей остальных возрастных категорий.

В разделе «Образование» на с. 82-83 даются перспективы развития отрасли с учетом ее цифрови-зации, но при этом нет никаких данных о будущей динамике численности работников отрасли.

Читайте также:  Увеличение денежного обеспечения военнослужащих в россии на 2019 год

Дело в том, что цифровизация высшего образования идет синхронно с массированным сокращением кадров. Так, за период с 2010/2011 по 2015/2016 г. численность профессорско-преподавательского состава (ППС) уменьшилась с 464,3 до 347,5 тыс. чел.

Тем самым за 5 лет сокращение ППС составило 116 тыс. чел., или четверть от их численности в 2010/2011 гг.

Из прогнозного документа не ясно, сохранится эта тенденция или нет. И если она сохранится, то куда будут перемещаться сотрудники вузов?

Что касается средней реальной начисленной заработной платы, то ее среднегодовой прирост за период 2019-2024 гг., согласно прогнозу, должен составить 2,4%. Такой темп означает, что с учетом ожидаемых итогов 2018 г. ее величина к уровню 2014 г., после которого началось ее падение, составит всего 114%.

Этот невысокий рост вполне коррелируется с прогнозируемым ростом производительности труда, который за тот же период составит 117,5%.

Таким образом, низкие темпы роста производительности труда, определяемые, прежде всего, отсутствием прорывного изменения технологической базы экономики, не позволяют добиться высоких темпов роста реальной заработной платы трудящихся.

Нет возможности проанализировать изменения реальной величины начисленных пенсий, так как этот показатель в прогнозе заменен на реальный темп роста страховых пенсий по старости неработающим пенсионерам, который ограничен горизонтом 2021 г. Представляется, что в условиях общественных дискуссий в отношении принятого закона о пенсионном обеспечении такая замена показателя и временной горизонт являются не оправданными.

В целом же темп прироста реально располагаемых денежных доходов населения предполагает их восстановление к уровню 2013 г., после которого началось их падение, лишь к 2023 г.

Это означает, что к концу прогнозного периода — 2024 г. — реально располагаемые денежные доходы населения лишь на 2,7% превысят уровень 2013 г.

, что соответствует их среднегодовому приросту в период 2014-2024 гг. темпом чуть более 0,2%.

Важно

Важно также отметить, что в прогнозе ничего не сказано о динамике преодоления доходного неравенства.

Общий вывод: прогнозные показатели не адекватны задаче «осуществления прорывного научно-технологического и социально-экономического развития Российской Федерации», предусмотренной Указом Президента России от 07.05.2018 № 204.

Источник: https://cyberleninka.ru/article/n/otsenka-prognoza-sotsialno-ekonomicheskogo-razvitiya-rossiyskoy-federatsii-na-period-2019-2024-godov

Прогноз социально-экономического развития РФ на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годы рассмотрел Комитет СФ по экономической политике

На заседании Комитета СФ выступил Министр экономического развития России.

Комитет Совета Федерации по экономической политике на своем заседании рассмотрел вопрос о ходе подготовки «правительственного часа» по вопросу «О прогнозе социально-экономического развития РФ на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов».

Провел заседание председатель Комитета СФ Дмитрий Мезенцев.

В мероприятии принял участие Министр экономического развития РФ Максим Орешкин. Он представил прогноз социально-экономического развития на указанный период.

Как говорится в документе, ситуация на мировых товарных рынках с начала 2018 г. складывается благоприятно. Цена на нефть марки «Юралс» в течение первого квартала 2018 г. устойчиво превышала уровень 60 долл.

США за баррель, а с начала апреля начала расти, главным образом под воздействием произошедшего и ожидаемого снижения предложения со стороны ряда крупных нефтеэкспортеров.

Цены на другие значимые товары российского экспорта (черные и цветные металлы, стальной прокат, уголь) в текущем году также были выше, чем в соответствующий период предыдущего года.

Эти тенденции на мировых рынках в совокупности с увеличением физических объемов отдельных товарных групп нефтегазового экспорта привели к существенному расширению профицита текущего счета, который в январе-августе увеличился до 69 млрд долл. против 19,1 млрд долл. за аналогичный период прошлого года.

Министр озвучил основные параметры прогноза, рассказал о предварительных итогах за январь – август 2018 г. и ожидаемых итогах социально-экономического развития РФ в 2018 г., структуре экономического роста, обеспечении достижения национальных целей и ключевых приоритетов.

Максим Орешкин ответил на вопросы сенаторов, которых интересовали такие темы, как ход подготовки Стратегии пространственного развития, перспективы продления льгот для резидентов особых экономических зон, меры поддержки малого и среднего предпринимательства, развитие сферы муниципальных услуг и другие.

Заседание Комитета СФ по экономической политике

Максим Орешкин и Дмитрий Мезенцев

Заседание Комитета СФ по экономической политике

Алексей Коротков и Юрий Федоров

Заседание Комитета СФ по экономической политике

Максим Орешкин и Дмитрий Мезенцев

Заседание Комитета СФ по экономической политике

Заседание Комитета СФ по экономической политике

Заседание Комитета СФ по экономической политике

Заседание Комитета СФ по экономической политике

Алексей Дмитриенко и Юрий Важенин

Совет

Как отмечается в проекте постановления Совета Федерации, подготовленном Комитетом СФ, прогноз разработан исходя из национальных целей, ключевых направлений и целевых показателей социально-экономического развития, определенных майским Указом Президента Российской Федерации «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».

Прогноз социально-экономического развития на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов подготовлен в составе двух вариантов сценария — базового и консервативного — с учетом основных направлений бюджетной, налоговой, денежно-кредитной и таможенно-тарифной политики

В документе отмечается, что прогноз подготовлен в составе двух вариантов сценария — базового и консервативного — с учетом основных направлений бюджетной, налоговой, денежно-кредитной и таможенно-тарифной политики, а также преобразований, ориентированных на смягчение структурных ограничений для развития экономики России. Его параметры соотнесены с темпами роста мировой экономики, динамикой внутренних и внешних условий, конъюнктурой мирового рынка энергоносителей при продлении действия санкций в отношении России, ответных экономических мер с ее стороны.

Предусматриваются последовательное проведение макроэкономической политики в рамках бюджетного правила, продолжение реализации мер денежно-кредитной политики по поддержке ценовой стабильности и закреплению темпов роста потребительских цен на уровне, не превышающем 4 проц., увеличение с 18 до 20 проц. ставки налога на добавленную стоимость с 1 января 2019 г., поэтапное повышение пенсионного возраста, сохранение политики индексации регулируемых тарифов, отмечается в проекте постановления СФ.

Прогнозируются замедление темпов роста валового внутреннего продукта до 1,3 проц. в 2019 г. и выход на темпы роста валового внутреннего продукта до 2 проц. в 2020 г. и более 3 проц. в 2021 г.

Повышению потенциальных темпов роста экономики будет способствовать реализация комплекса мер, направленных на обеспечение достижения к 2024 г.

национальных целей в соответствии с названным Указом Президента РФ.

В проекте постановления СФ указывается, что выход экономической динамики на высокую траекторию обеспечат эффективная реализация национальных проектов по ключевым направлениям социально-экономического развития страны, комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры, а также осуществление пакета мер по улучшению инвестиционного климата, повышению долгосрочной предсказуемости экономического развития, росту уровня конкуренции и эффективности компаний с государственным участием, формированию новых источников стимулирования инвестиционной активности, изменению отраслевого регулирования. Ускорению темпов роста инвестиций в основной капитал и повышению их доли в валовом внутреннем продукте до 25 проц. в 2024 г. будет способствовать реализация системных мер по улучшению условий ведения предпринимательской деятельности. Они предполагают обеспечение стабильных налоговых условий, предсказуемое тарифное регулирование, снижение уголовно-процессуальных рисков предпринимательской деятельности, завершение реформы контрольно-надзорной деятельности, а также развитие конкуренции и снижение доли государства в экономике.

Ежегодно темпы роста промышленного производства в целом прогнозируются на уровне 3 проц. Положительные темпы роста будут показывать все укрупненные сектора промышленности, включая строительный сектор и сектора-экспортеры. Ожидается ускорение темпов роста продукции машиностроения.

Источник: http://economy.council.gov.ru/events/news/96487/

Минэкономразвития ухудшило прогноз на 2018–2019 годы

Власти верят в начало большой стройки и инвестиционного бума

Александр Вильф / РИА Новости

Кризис на развивающихся рынках, торговые войны и риск новых санкций еще больше ослабят и без того вялый рост российской экономики в 2018–2019 гг., ожидает Минэкономразвития в обновленном прогнозе экономического развития до 2024 г.

Его параметры министерство опубликовало в среду, когда он был одобрен правительством. Прогноз ляжет в основу бюджета на 2019–2021 гг.

, в котором будет заложена программа Владимира Путина на этот президентский срок – основные национальные проекты для выполнения его майского указа.

Теперь Минэкономразвития ждет роста экономики в 2018–2019 гг. на 0,1 процентного пункта меньше, чем ожидалось ранее, – 1,8 и 1,3% соответственно. Также ухудшены прогнозы инфляции и инвестиций, но только на 2018 г. – с 3,1 до 3,4% и с 3,5 до 2,9% соответственно.

Обратите внимание

Министерство ждет и более слабого курса рубля в 2018 г. – 61,7 руб./$ вместо 60,8 руб./$. Средний курс за год уже 61,03 руб.

/$, учитывая ситуацию на мировых рынках, прогноз Минэкономразвития слишком оптимистичный, считает главный экономист BCS Global Markets Владимир Тихомиров.

Долгосрочный же прогноз до 2024 г. почти не изменился. Минэкономразвития рассчитывает, что успешная реализация национальных проектов ускорит рост ВВП до темпов выше 3% уже с 2021 г. В основном за счет инвестиций, от которых министерство ждет настоящего рывка в 2020 г.: их рост должен ускориться более чем вдвое до 7,6%, а затем держаться на уровне выше 6% до 2024 г.

Задачу увеличить долю инвестиций в ВВП до 25% (20,7% в 2018 г.) поставил Путин. Для этого инвестиции должны расти на 6–7% в 2020–2021 гг. и на 7–8% в 2022–2024 гг., указывали эксперты ЦМАКПа, т. е. вдвое быстрее ВВП, что ускорит экономику с 2018 по 2024 г. на 0,8 п. п.

Но добиться такого роста инвестиций при слабой экономике нельзя, уверен замдиректора Центра развития Высшей школы экономики Валерий Миронов: инвестиции скорее следствие, а не предпосылка роста экономики. Эластичность инвестиций к предыдущему росту ВВП составляет около 1,5, продолжает он, при росте ВВП в 2019 г.

меньше чем на 1,5% инвестиции не могут расти быстрее 3%. Прогноз же на 2021–2022 гг. более реалистичен, отмечает он.

В расчеты заложено увеличение инвестиций в инфраструктуру, рассказывает федеральный чиновник. В правительстве сейчас обсуждаются магистральный план развития инфраструктуры, на который в середине августа требовалось 3,1 трлн руб.

из федерального бюджета, и план Минэкономразвития с 200 инфраструктурными проектами стоимостью 7 трлн. Но большая часть инвестиций по ним приходятся на период после 2020 г.

, уточняет другой чиновник, а половину денег еще предстоит найти.

Минфин же планирует добиться от частного бизнеса инвестиций более чем на 8 трлн руб., предложив специальное соглашение о защите и поощрении капитальных вложений.

Важно

Списки проектов уже составляют компании из перечня помощника президента Андрея Белоусова – сначала он предложил собрать с них 500 млрд руб. дополнительных налогов, но теперь власти вместо доходов ждут от них и присоединившихся к обсуждению компаний увеличения инвестиций.

Очевидно, что прогноз связан с инфраструктурными проектами, но о чем конкретно идет речь, совершенно не ясно, говорит Тихомиров.

Пока рост инвестиций был связан в основном с государственными вложениями, напоминает главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова, частные же компании сдерживают инвестиции, реагируя на рост рисков и неопределенность в экономике. На это жаловались 57 и 53% предпринимателей, опрошенных Росстатом.

Важный сдерживающий фактор – неопределенность в налогах, говорит Орлова, с появлением письма Белоусова инвесторам уже недостаточно гарантий Минфина о моратории на рост налоговой нагрузки.

Нестабильна и прибыль компаний, отмечает она, а неопределенность из-за санкций может нейтрализовать эффект и от мер правительства по ускорению роста ВВП.

Предпосылки прогноза подстроены под цели майского указа, главное – сделать так, чтобы предпосылки оправдались, считает федеральный чиновник, при грамотном структурировании нацпроектов рост экономики на 3–3,5% через пару лет вполне реалистичен.

У компаний достаточно прибыли, смягчается график погашения внешнего долга, улучшается ситуация с капиталом у банков, перечисляет чиновник. Чисто арифметически ускорение инвестиций в 2020 г.

возможно, но остается «сложный дискуссионный вопрос, удастся ли сделать этот тренд долгосрочно устойчивым», продолжает он.

Совет

Без правильного отбора проектов добиться устойчивого инвестиционного роста невозможно, считает Миронов, иначе деньги будут потрачены неэффективно. Часто приоритетные для властей направления оказываются не нужны производителям и рост инвестиций приводит к консервации технологической отсталости, предупреждали и эксперты ЦМАКПа.

Источник: https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2018/09/05/780064-minekonomrazvitiya

__________________________________________
Ссылка на основную публикацию