Итоговое сочинение по литературе в 2018 году: темы, направления

Итоговое сочинение 2017/2018 гг.: тематические направления, рекомендации и критерии

Итоговое сочинение по литературе в 2018 году: темы, направления6 декабря 2017 года будет проведено итоговое сочинение для выпускников 11-х классов. Данное сочинение будет оцениваться по системе зачёт/незачёт. Для допуска к ЕГЭ нужно получить зачёт.

При получении незачёта будет ещё две попытки в первые среды февраля и мая (7 февраля и 2 мая).

Темы итогового сочинения будут в рамках пяти направлений.

Участнику необходимо будет выбрать одну тему из любого из пяти направлений:

1. «ВЕРНОСТЬ И ИЗМЕНА».
В рамках направления можно рассуждать о верности и измене как противоположных проявлениях человеческой личности, рассматривая их с философской, этической, психологической точек зрения и обращаясь к жизненным и литературным примерам.
Понятия «верность» и «измена» оказываются в центре сюжетов многих произведений разных эпох и характеризуют поступки героев в ситуации нравственного выбора как в личностных взаимоотношениях, так и в социальном контексте.
2. «РАВНОДУШИЕ И ОТЗЫВЧИВОСТЬ».
Темы данного направления нацеливают учащихся на осмысление разных типов отношения человека к людям и к миру (безразличие к окружающим, нежелание тратить душевные силы на чужую жизнь или искренняя готовность разделить с ближним его радости и беды, оказать ему бескорыстную помощь).
В литературе мы встречаем, с одной стороны, героев с горячим сердцем, готовых откликаться на чужие радости и беды, а с другой – персонажей, воплощающих противоположный, эгоистический, тип личности.
3. «ЦЕЛИ И СРЕДСТВА».
Понятия данного направления взаимосвязаны и позволяют задуматься о жизненных устремлениях человека, важности осмысленного целеполагания, умении правильно соотносить цель и средства её достижения, а также об этической оценке действий человека.
Во многих литературных произведениях представлены персонажи, намеренно или ошибочно избравшие негодные средства для реализации своих планов. И нередко оказывается, что благая цель служит лишь прикрытием истинных (низменных) планов. Таким персонажам противопоставлены герои, для которых средства достижения высокой цели неотделимы от требований морали.
4. «СМЕЛОСТЬ И ТРУСОСТЬ».
В основе данного направления лежит сопоставление противоположных проявлений человеческого «я»: готовности к решительным поступкам и стремления спрятаться от опасности, уклониться от разрешения сложных, порой экстремальных жизненных ситуаций.
На страницах многих литературных произведений представлены как герои, способные к смелым действиям, так и персонажи, демонстрирующие слабость духа и отсутствие воли.
5. «ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО».
Для тем данного направления актуален взгляд на человека как представителя социума. Общество во многом формирует личность, но и личность способна оказывать влияние на социум. Темы позволят рассмотреть проблему личности и общества с разных сторон: с точки зрения их гармоничного взаимодействия, сложного противостояния или непримиримого конфликта. Не менее важно задуматься об условиях, при которых человек должен подчиниться общественным законам, а общество – учитывать интересы каждого человека. Литература всегда проявляла интерес к проблеме взаимоотношений человека и общества, созидательным или разрушительным последствиям этого взаимодействия для отдельной личности и для человеческой цивилизации.

При подготовке к сочинению полезно знать следующее:

● Результатом итогового сочинения является «зачёт» или «незачёт». К сдаче ЕГЭ допускаются только выпускники, получившие «зачёт».
Рекомендуемый объём сочинения – 350 слов. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе служебные), то ставится незачёт. Максимальное количество слов не устанавливается.
● Время написания сочинения – 3 часа 55 минут.
● Выпускнику разрешается пользоваться орфографическим словарём, который выдадут в аудитории.
● Для каждого из 11-и часовых поясов будут разные темы.
● Итоговое сочинение может учитываться при приёме абитуриентов. В этом случае вузы сами оценят сочинение в баллах. Максимально можно получить 10 баллов, которые прибавятся к баллам ЕГЭ.
● Темы сочинений объявят выпускникам в день написания сочинения в 9.45 (за 15 минут до начала работы). В это же время темы будут опубликованы на открытых информационных ресурсах (ege.edu.ru, fipi.ru).
● Работа выполняется чёрной гелевой, капиллярной или перьевой ручкой.
● Сочинение должно быть проверено в течение семи календарных дней.

Сочинение проверяется по следующим критериям:

КРИТЕРИЙ №1 «СООТВЕТСТВИЕ ТЕМЕ»
Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения.
Участник должен рассуждать на предложенную тему, выбрав путь её раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой и т.п.).
«Незачёт» ставится только в случае, если сочинение не соответствует теме или в нём не прослеживается конкретной цели высказывания, то есть коммуникативного замысла. Во всех остальных случаях выставляется «зачёт».

КРИТЕРИЙ №2 «АРГУМЕНТАЦИЯ. ПРИВЛЕЧЕНИЕ ЛИТЕРАТУРНОГО МАТЕРИАЛА»

Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать литературный материал (художественные произведения, дневники, мемуары, публицистику, произведения устного народного творчества (за исключением малых жанров), другие литературные источники) для аргументации своей позиции.
Участник должен строить рассуждение, привлекая для аргументации не менее одного произведения отечественной или мировой литературы, избирая свой путь использования литературного материала; при этом он может показать разный уровень осмысления художественного текста: от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т.п.) до комплексного анализа произведения в единстве формы и содержания и его интерпретации в аспекте выбранной темы.
«Незачёт» ставится при условии, если сочинение написано без привлечения литературного материала или в нём существенно искажено содержание произведения, или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для аргументации. Во всех остальных случаях выставляется «зачёт».

КРИТЕРИЙ №3 «КОМПОЗИЦИЯ И ЛОГИКА РАССУЖДЕНИЯ»

Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему. Участник должен выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами. «Незачёт» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть. Во всех остальных случаях выставляется «зачёт».

КРИТЕРИЙ №4 «КАЧЕСТВО ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ»

Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения.
Участник должен точно выражать мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употреблять термины.
«Незачёт» ставится при условии, если низкое качество речи (в том числе речевые ошибки) существенно затрудняет понимание смысла сочинения. Во всех остальных случаях выставляется «зачёт».

КРИТЕРИЙ №5 «ГРАМОТНОСТЬ»

Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника. «Незачёт» ставится при условии, если на 100 слов приходится в сумме более пяти ошибок: грамматических, орфографических, пунктуационных.

Итоговое сочинение оценивается зачётом, если:

● Получен «зачёт» по Критерию №1. ● Получен «зачёт» по Критерию №2. ● Получен «зачёт» по одному из Критериев №3-5. ● В сочинении не менее 250 слов. ● Сочинение не списано.

Некоторые вузы дополнительно дают до 10 баллов за данное сочинение. В таком случае критерии будут следующими:

1

● Если вы не знаете, как писать итоговое сочинение, то можете ознакомиться с этой статьёй.

Источник: http://xn--80aff1fya.xn--p1ai/news/itsoch17/2017-09-02-271

Какими будут направления итогового сочинения в 2017-2018 учебном году

Открытые направления тем сочинений в 2017-2018 году

Выпускное сочинение в России в этом году будут писать в четвертый раз, и «правила игры» уже можно назвать устоявшимися.

Как и в прошлом году, все тематические направления будут основываться на сочетании двух полярных понятий, «столкновение» которых может стать поводом для серьезных размышлений — и привлечения самого разнообразного литературного материала (напомним, что сочинение носит метапредметный характер, но приведение примеров из литературных произведений является обязательным условием).

Тематические направления на 2017-2018 год, утвержденные специальным советом, 1 сентября были озвучены в телеэфире и опубликованы на официальном сайте ФИПИ. Список по традиции включает пять пунктов:

  • «Верность и измена»;
  • «Равнодушие и отзывчивость»;
  • «Цели и средства»;
  • «Смелость и трусость»;
  • «Человек и общество».

В рамках каждого направления возможны самые различные варианты трактовки темы — и спектр примеров из литературы чрезвычайно широк.

  1. «Верность и измена». Эту тему можно трактовать очень широко — начиная от любви и брака и заканчивая верностью родине или собственным идеалам. Этика, психология и философия этих проявлений волнует многих —  и привлекает литераторов всех времен и народов. «Гроза» Островского, «Тихий Дон» Шолохова, «Тарас Бульба» Гоголя, «Анна Каренина» Толстого, «Капитанская дочка» Пушкина… Даже если ограничиваться только русской классической литературой (что не является обязательным), выбор примеров, которые могут лечь в основу работы, очень широк.
  2. «Равнодушие и отзывчивость». Эгоисты и альтруисты, демонстрирующие в отношении к окружающим «лед и пламень» души, встречаются на страницах книг достаточно часто, и осмысление их мотивов и поступков — богатая почва для размышлений. Героями сочинений на эту тему могут стать и «лишние люди» — такие, как Печорин или Онегин, и персонажи с горячими сердцами — например, Данко или Дон Кихот.
  3. «Цели и средства». Цель может быть и благой, но все ли средства хороши для ее достижения? И допустимо ли в таком случае переступать морально-этические границы, и где находятся эти самые границы? Во многих произведениях отечественной и мировой литературы герои, реализуя свои жизненные устремления, оказываются перед сложным выбором и выбирают порой неподходящие средства. И часто в рамках одного и того же произведения мы можем встретить людей с разными стратегиями выбора. Например, Раскольников в «Преступлении и наказании» Достоевского для того, чтобы уберечь сестру от брака по расчету, убивает двух человек, а Сонечка Мармеладова для спасения своей семьи жертвует своей чистотой. В части подбора материала это тематическое направление во многом пересекается с двумя предыдущими: измена становится способом достижения успеха или счастья в любви (как, например, у Андрия в «Тарасе Бульбе»), а равнодушие ведет к тому, что человек «разбрасывается» чужими судьбами для удовлетворения собственных прихотей.
  4. «Смелость и трусость». Эти противоположные стороны человеческой натуры часто описываются на страницах литературных произведений. Это и Понтий Пилат в «Мастере и Маргарите», не послушавшийся голоса собственной совести и обвиненный Га-Ноцри в трусости; и Онегин, убивший на дуэли друга из опасения быть не понятым светом; и корнет Жерков в «Войне и мире», из-за трусости в Шенграбенском сражении гибнет множество людей. Часто в литературных произведениях смельчаки и люди, слабые духом, противопоставлены друг другу — так, как Гринев и Швабрин в «Капитанской дочке».
  5. «Человек и общество».  Их взаимодействие — еще один крайне популярный в литературе вопрос. Личность и социум, влияя друг на друга, могут находиться в самых разных взаимоотношениях: от полной гармонии до острого конфликта. Эти взаимодействия и их последствия в той или иной форме затрагивали практически все писатели. В лирике Лермонтова герой-романтик страдает от одиночества среди бездушия и несправедливости; у Достоевского «бедный человек» оказывается раздавленным обществом; у Грибоедова Чацкий и Фамусов оказываются антиподами— один резко отрицает «законы света», другой — растворяется в них.
Читайте также:  Новый 2018 год в тюмени

Какими будут формулировки тем итогового сочинения

Формулировки тем сочинения держатся в секрете, и станут известны только за четверть часа до начала испытаний. Чтобы избежать «утечки информации», для каждого часового пояса России будет подготовлен особый комплект заданий. В каждом из них будут представлены все пять направлений, однако формулировки будут более узкими.

Конечная тема сочинения всегда формулируется в форме вопроса «на размышление», посвященного одному из аспектов проблемы, иногда участников просят выразить свое согласие или несогласие с каким-либо афоризмом на заданную тему. Например, в прошлом году в рамках противопоставления дружбы и вражды подросткам предлагалось подумать над такими вопросами:

  • может ли дружба стать причиной разочарования,
  • всегда ли противоречия между людьми приводят к вражде,
  • почему возникает вражда,
  • всегда ли в возникновении вражды между людьми виноваты они оба;
  • препятствуют ли дружбе различия характеров или несходство взглядов.

В любом случае требований раскрыть тему на примере творчества какого-либо конкретного писателя в формулировке не содержится.

Авторы сочинения могут использовать для подтверждения своей точки зрения примеры из произведений по собственному выбору, при этом ограничиваться только отечественной классикой совершенно необязательно — можно обращаться и к зарубежной литературе, и к творчеству современных писателей, и к детским книгам.

«Голодные игры» Сьюзен Коллинз или популярнейшая эпопея о Гарри Поттере — все это может фигурировать в сочинении, при условии, конечно, что речь пойдет все-таки о литературном первоисточнике, а не об экранизациях.

Исчерпывающего списка «правильных ответов» также не существует. Главная задача сочинения — проверить умение выпускников рассуждать, формулировать собственную точку зрения. А возможность широкого выбора литературных произведений для подкрепления собственного мнения является обязательным условием для любой темы, включенной в список.

Критерии оценки итогового сочинения

Система проверки сочинения — очень мягкая. Итоговой оценкой становится «зачет» или «незачет», при этом школьники, которым в декабре не удалось написать сочинение с первого раза, будут иметь возможность переписать его в феврале или мае. То же самое касается тех, кто не смог написать работу по уважительной причине.

Работа оценивается по пяти критериям:

  • соответствие заданной теме,
  • аргументация и привлечение литературного материала (должны быть отсылки хотя бы к одному произведению);
  • композиция (наличие введения, заключения и основной части);
  • качество речи (умение внятно и ясно выражать свои мысли в письменном виде);
  • грамотность (орфография, пунктуация, грамматика).

При этом критерии оценки очень мягкие — так, например, по последним двум критериям «незачет» выставляется только в том случае, если количество ошибок столь велико, что это мешает пониманию текста.

Первые два критерия считаются основными — если работа написана не по теме или в ней не упоминается ни одно из литературных произведений, сочинение дальше не проверяется. Кроме того, для того, чтобы работа была «зачтена», необходимо, чтобы ее объем составлял не менее 250 слов (рекомендуемый объем — от 350), а текст был написан самостоятельно.

Если участника «поймали» на плагиате (даже в ситуации, когда он не списывал с бумаги или экрана электронного устройства, а воспроизводил по памяти заученное близко к тексту сочинение из сборника) — такая работа не будет оцениваться.

Цитировать тексты по памяти с указанием источника, разумеется, разрешается — однако совокупный объем цитат не должен превышать объемы текста, написанного самостоятельно.

Школьники, получившие «зачет» по итоговому сочинению, допускаются к сдаче ЕГЭ. На результаты ЕГЭ по русскому или литературе сочинение не влияет — однако при поступлении в некоторые вузы (как правило, гуманитарной направленности) за хорошо написанное сочинение можно получить дополнительные баллы. В таких случаях работа повторно проверяется экспертами, назначенными вузом.

Даты итогового сочинения в 2017-2018 учебном году

Подавляющее большинство выпускников будут писать итоговое сочинение 6 декабря 2017 года. Те, кто не справился с задачей с первого раза или проболел основную дату, смогут наверстать упущенное 7 февраля — в день, предназначенный для пересдачи. Последняя, третья попытка назначена на 16 мая.

В последние две даты сочинение могут писать не только школьники, но и выпускники прошлых лет. Для тех, кто уже имеет аттестат о полном среднем образовании, сочинение не является обязательным условием допуска к ЕГЭ — как правило, его пишут лишь те, кто рассчитывает на дополнительные баллы при поступлении.

По всей территории России установлено единое время для начала испытания — 10.00 по местному времени. На написание сочинения отводится 3 часа 55 минут — этого времени более чем достаточно для того, чтобы написать текст нужного объема. В конечном счете многие участники сдают работу досрочно.

Источник: https://www.kakprosto.ru/kak-941658-kakimi-budut-napravleniya-itogovogo-sochineniya-v-2017-2018-uchebnom-godu

Направления тем итогового сочинения по литературе 2017-2018

Направления тем итогового сочинения по литературе 2017-2018

Добро пожаловать на сайт журнала «Стандарты Образования». Получай новости журнала по почте! RSS feed. Благодарим за визит!

Совет по вопросам проведения итогового сочинения в 11 классах под председательством Н.Д. Солженицыной назвал 5 открытых направлений тем итогового сочинения по литературе 2017-2018.

5 открытых направлений тем1. «Верность и измена» 2. «Равнодушие и отзывчивость» 3. «Цели и средства» 4. «Смелость и трусость»

5. «Человек и общество»

Справочная информация
Итоговое сочинение в 11-х классах проводится с 2014 года по поручению Президента Российской Федерации. Цель — выявление у обучающихся умения мыслить, анализировать и доказывать свою позицию с опорой на самостоятельно выбранные произведения отечественной и мировой литературы.

Кроме того, как сообщает ФИПИ, итоговое сочинение, с одной стороны, носит надпредметный характер, то есть нацелено на проверку общих речевых компетенций обучающегося, выявление уровня его речевой культуры, оценку умения выпускника рассуждать по избранной теме, аргументировать свою позицию. С другой стороны, оно является литературоцентричным, так как содержит требование построения аргументации с обязательной опорой на литературный материал.

Итоговое сочинение по литературе является допуском выпускников к государственной итоговой аттестации. При этом обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья вместо итогового сочинения могут выбрать изложение.

Результатом итогового сочинения является «зачет» или «незачёт». Если выпускник получил за итоговое сочинение «незачёт», ему предоставляется возможность повторно написать сочинение в установленные сроки.

В рамках открытых направлений тем итогового сочинения по литературе Рособрнадзор разрабатывает конкретные темы итогового сочинения (тексты изложений) для каждого часового пояса отдельно. Конкретные темы итогового сочинения (тексты изложений) доставляются в органы управления образованием на местах в день проведения итогового сочинения (изложения).

Источник: пресс-служба Минобрнауки России и официальный сайт ФИПИ

Источник: http://www.edustandart.ru/napravleniya-tem-itogovogo-sochineniya-po-literature-2017-2018/

Итоговое сочинение 2017-2018 учебного года: направления тем и даты

Итоговое сочинение 2017-2018 учебного года: направления тем и даты

Главная » Контекст » Итоговое сочинение 2017-2018 учебного года: направления тем и даты

Три года назад выпускникам российских школ добавили новое испытание и новую головную боль – так называемое итоговое сочинение, по результатам которого происходит допуск к ЕГЭ.

Читайте также:  2018 год вдовы или вдовца

Идея итогового сочинения в том, чтобы проверить умение выпускника мыслить и анализировать, а также формулировать свои мысли, доказывая собственное мнение с опорой на литературные произведения школьной программы.

В принципе, ничего особенно страшного в таком испытании нет – оценка производится по системе “зачёт” и “незачёт”, то есть фактически достаточно написать сочинение на тройку, чтобы получить доступ на ЕГЭ. ВЛияния на баллы по экзаменам результаты сочинения не оказывают никакого.

С помощью сочинения отсеиваются разве что самые неспособные ученики. Итоговое сочинение 2017-2018 учебного года: направления тем, объявленные ФИПИ, даты, когда пройдет итоговое сочинение, особенности его проведения.

КАК УЗНАТЬ РЕЗУЛЬТАТЫ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ 2017 ГОДА, КОГДА БУДУТ РЕЗУЛЬТАТЫ

Когда выпускники будут писать итоговое сочинение в новом учебном году

Всю информацию по итоговым сочинениям объявили в День знаний 1 сентября в прямом телевизионном эфире, также она выложена на официальном сайте ФИПИ (Федерального института педагогических измерений).

Даты проведения итогового сочинения: 6 декабря 2017 года, 7 февраля и 16 мая 2018 года.

В принципе, большинство выпускников школ успешно напишут сочинение уже в декабре и смогут продолжить спокойно готовиться к ЕГЭ. Две оставшиеся даты – резервные, они рассчитаны на тех, кто по каким-то уважительным причинам не сможет присутствовать на написании сочинения в декабре либо получит незачёт и вынужден будет пересдавать это испытание.

В каждом часовом поясе России будут предложены различные темы сочинений на основе объявленных уже сейчас направлений тем (о них ниже). Конкретные темы будут объявлены за 15 минут до начала написания сочинения, они будут сюрпризом как для учеников, так и для их педагогов.

Понятно, что различные темы для различных часовых поясов предлагаются для того, чтобы никто не имел бы форы, получив информацию о темах из восточных регионов страны.

На написание сочинения даётся 3 часа 55 минут времени.

Направления тем итогового сочинения 2017-2018 учебного года

Итак, в новом учебном году выпускникам школ предложены следующие пять открытых направлений тем для сочинения:

  1. “Верность и измена” – эти противоположные проявления человеческой личности предложено рассмотреть с философских, этических и психологических позиций, опираясь на примеры из литературы, когда герой совершает тот или иной нравственный выбор на эту тему.
  2. “Равнодушие и отзывчивость” – другой контраст, который может существовать в отношении людей к происходящему вокруг них. Также опираясь на литературу, выпускники смогут рассуждать о том, как одни люди безразлично смотрят на проблемы и беды других, а другие – посвящают свою жизнь борьбе с несправедливостью.
  3. “Цели и средства” – в рамках этого направления можно рассмотреть соотношение целей и средств их достижения, порассуждать о том, как благие цели всего лишь служат прикрытием для низменных человеческих проявлений, а также о последствиях неправильно выбранных средств для самой цели.
  4. “Смелость и трусость” – вновь противоположные проявления человеческого характера, которые можно проанализировать на основе классической и современной литературы.
  5. “Человек и общество” – на основе литературы выпускники могут сделать рассуждение о том, как общество влияет на личность, а личность – на само общество. Человек может жить как в гармонии с обществом, так и находиться в конфликте с ним. Этому посвящено множество литературных произведений, поэтому база для хорошего сочинения у школьников будет огромной.

Официальные комментарии к каждому из тематических направлений итоговых сочинений 2017-2018 года опубликованы на официальном сайте ФИПИ.

Оцениваться сочинения будут с точки зрения соответствия сочинения предложенной теме, аргументации, привлечения литературного материала, композиции, качества речи и грамотности. Проверкой будут заняты специальные комиссии из педагогов по литературе, которые будут созданы в тех же регионах.

КАК УЗНАТЬ РЕЗУЛЬТАТЫ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ 2017 ГОДА, КОГДА БУДУТ РЕЗУЛЬТАТЫ

Вы можете поделиться этим материалом с друзьями:

Источник: http://NewsMent.ru/context/itogovoe-sochinenie-2017-2018-uchebnogo-goda-napravleniya-tem-i-daty/

Подготовка к итоговому сочинению 2018 — все материалы

Подготовка к итоговому сочинению 2018 - все материалы

Ровно через две недели 11 классы напишут итоговое сочинение. Самое время освежить в памяти необходимый материал.

Основные сведения дают представление о том, как пишется работа и на что нужно обратить внимание. Большая часть информации неизменна еще с 2015 года.

Ссылки, приведенные ниже, отвечают на наиболее частые вопросы, предоставляя краткую и конкретную информацию. Четкое понимание сути работы — залог успеха.

Что такое итоговое сочинение?

Направления итогового сочинения 2017-2018 года

Количество аргументов в итоговом сочинении

Количество слов в итоговом сочинении

Критерии оценивания итогового сочинения

Возможные темы итогового сочинения по направлениям

Невозможно угадать, какие именно темы будут представлены на экзамене. Но можно предположить, какие аспекты будут рассматриваться в рамках каждого направления. Темы могут быть сформулированы по-разному: вопросом, цитатой, простым предложением. Предлагаем рассмотреть все формулировки тем по каждому направлению — готовиться к чему-то одному нецелесообразно.

Направление «Верность и измена» — темы

Направление «Равнодушие и отзывчивость» — темы

Направление «Цели и средства» — темы

Направление «Смелость и трусость» — темы

Направление «Человек и общество» — темы

Списки литературы для итогового сочинения

Для каждого направления существуют более подходящие и менее подходящие произведения. Естественно, в идеале нужно знать содержание всех произведений школьной программы. Но мы подобрали наиболее яркие книги для каждого направления, чтобы подготовка была более простой и интересной. Многие произведения универсальны — подходят сразу для нескольких тем.

Направление «Верность и измена» — список литературы

Направление «Равнодушие и отзывчивость» — список литературы

Направление «Цели и средства» — список литературы

Направление «Смелость и трусость» — список литературы

Направление «Человек и общество» — список литературы

Универсальные маленькие произведения для итогового сочинения

Вступления к итоговому сочинению

Всегда сложно начать. Это касается любого дела. А на экзамене, в условиях стресса, порой совсем ничего не идет на ум. Предлагаем посмотреть примеры вступлений для каждого направления итогового сочинения — это поможет на экзаменационной работе.

«Верность и измена» — вступление для сочинения

«Равнодушие и отзывчивость» — вступление для сочинения

«Цели и средства» — вступление для сочинения

«Смелость и трусость» — вступление для сочинения

«Человек и общество» — вступление для сочинения

Источник: http://ege-soch.ru/podgotovka-k-itogovomu-sochineniyu-2018-vse-materialy/

Итоговое сочинение в 2018-2019 учебном году — Образование 2019

Итоговое сочинение в 2018-2019 учебном году - Образование 2019

Зима для выпускников — один из самых важных периодов в учебном году. До ЕГЭ остается еще достаточно времени, чтобы не слишком беспокоиться по поводу экзаменов, однако перед этим нужно справиться с еще одной важной задачей – написанием итогового сочинения.

Выпускное сочинение – это ключик к окончанию школы, ведь именно оно является допуском к общероссийской экзаменации.

Конечно, это задание проще, чем аттестационные тесты – как показывает практика, из года в год 96-98% одиннадцатиклассников получают по сочинению желанный зачет и спокойно продолжают готовиться к ЕГЭ.

Однако не все так просто! Для тех, кто желает поступить в престижный ВУЗ или попасть на бюджетную форму обучения, сочинение является действительно важным моментом.

Многие учебные заведения поощряют абитуриентов дополнительными баллами за хорошее сочинение. История показывает, что 10 баллов могут сыграть огромную роль в борьбе за стипендиальные места.

Давайте узнаем, что такое итоговое сочинение, когда и как оно будет проходить, а также рассмотрим рекомендации, которые помогут написать отличную работу.

Кто пишет итоговое сочинение?

Сочинение (а в некоторых случаях – изложение) – обязательное мероприятие для всех, кто заканчивает обучение в школе. Избежать этого события, будучи одиннадцатиклассником, попросту невозможно. Впервые эта образовательная норма была введена в 2014/2015 учебном году по личному распоряжению президента.

Главная цель этого вида итогового контроля – выявить у выпускников умение самостоятельно мыслить, выражать свое мнение, проводить литературный анализ и обосновывать собственную позицию в отношении морально-этических норм. Заменить сочинение изложением могут лишь для некоторых категорий одиннадцатиклассников. К числу таких выпускников относятся:

  • дети, которым была присвоена инвалидность;
  • учащиеся, физические или психические возможности которых признаны ограниченными;
  • выпускники образовательной программы старшей школы, которые освоили ее в закрытых учебных учреждениях с исправительным уклоном, а также те, кто отбывает наказание в местах лишения свободы;
  • ученики, которые обучались дома или на базе санатория или профилактория, одновременно проходя процедуры по лечению, реабилитации или оздоровлению в течение длительного периода времени. Такая необходимость должна быть подтверждена справкой.

Регламент, сроки и порядок написания

Перед тем как ученик сможет писать сочинение, ему нужно написать заявление на прохождение этой формы аттестации.

Подача заявления осуществляется не позже, чем за 14 суток до дня, отведенного в российских школах под написание сочинения.

 Напомним, что сочинение по традиции назначают на первую декабрьскую среду (в 2018/2019 году это будет 19.12.2018 года). Исходя из этой даты, заявление должно быть написано не позже чем 5 декабря 2018 года.

Читайте также:  Карнавал в венеции в 2018 году: даты проведения

Источник: https://study2019.com/news/itogovoe-sochinenie-2019/

Итоговое сочинение в 2018 году

GOR154

Нужная и полезная информация!

русиш

Спасибо за отклик, Марина Юрьевна!

ромашка5975

Галина Геннадьевна, у меня в этом году передышка. Но познакомлю с Вашей работой 10 класс. Пригодится. Спасибо!

GOR154

И я отдыхаю от ЕГЭ! У меня только ОГЭ! Но взяла для коллег!

русиш

Елена Владимировна, у меня этот год-первая передышка за 7 лет. Эту работу я приготовила для 10классников. Вы правы. Начнем с этого.

ромашка5975

А пусть ко всему готовы заранее будут!

Соина Ирина Павловна

очень нужная информация. огромное спасибо!!!!!!!

русиш

Рада, что могу помочь, Ирина Павловна!

русиш

Потренируемся на этих темах.

jkmuf1315

Спасибо, особенно за примеры произведений!

русиш

Ольга Борисовна, рада помочь. Выбирала примеры очень знакомые, что точно все читали.

Nadezhda57

Довольно сложные направления тем предлагаются для выпускников. И Ваш краткий путеводитель, Галина Геннадьевна, по темам с чёткими и нужными пояснениями по расшифровке понятий, списком произведений и подсказками, о чём стоит писать очень пригодятся и детям, и педагогам!

русиш

Спасибо, Надежда Андреевна! Первое занятие  провела, ребят озадачила. Действительно, два направления им показались трудными.

Источник: http://easyen.ru/load/literatura/11_klass/itogovoe_sochinenie_v_2018_godu/77-1-0-56428

Итоговые Сочинения 2017-2018 года

тэги для поисковика: Итоговое сочинение по направлениям, 2017, 2018 год, зимнее, декабрьское сочинение, примерные темы, темы, скачать

Основные Направления тем Итогового (декабрьского) сочинения 2017-2018 года, а также список литературы, с которым необходимо ознакомиться:

Направление «Верность и измена»

Список литературы по направлению:

  1. А. Н. Островский. «Гроза».
  2. Л. Н. Толстой. «Война и мир».
  3. Ф. М. Достоевский. «Преступление и наказание». «Униженные и оскорбленные».
  4. А. И. Куприн. «Гранатовый браслет».
  5. М. Булгаков. «Мастер и Маргарита».
  6. М. Шолохов. «Судьба человека». Тихий Дон».
  7. А. С. Пушкин. «Евгений Онегин». «Капитанская дочка».

Примерные темы по направлению:

  1. Важно ли быть верным слову?
  2. Что толкает человека на измену?
  3. Как можно иметь дело с человеком, которому нельзя доверять?
  4. Кто оказался неверен хоть однажды, тот никогда и не был верен. (Дэвид Скотт)
  5. Разве от себя убежать возможно, родину бросив? (Гораций)
  6. Преданный тебе — это друг; преданный тобой — враг.
  7. Измена зарождается в сердце прежде, чем проявляет себя в действии.
  8. Нужно ли быть верным самому себе?
  9. Можно ли назвать собаку самым верным другом?
  10. Какое предательство самое страшное?

Направление «Равнодушие и отзывчивость»

Список литературы по направлению:

  1. Л. Н. Толстой. «Война и мир».
  2. Ф. И. Достоевский. «Преступление и наказание». «Идиот».
  3. И. Бунин. «Господин из Сан-Франциско».
  4. М. А. Булгаков. «Записки юного врача».
  5. В. Астафьев. «Людочка».
  6. Солженицын. «Матренин двор».
  7. А. П. Чехов. «Крыжовник».
  8. В. Шукшин. «Чудик».
  9. К. Паустовский. «Телеграмма».
  10. Ф. Абрамов Пелагея. «Алька».
  11. В. Распутин. «Прощание с Матерой».

Примерные темы по направлению:

  1. Равнодушие к живописи — явление всеобщее и непреходящее. (Ван Гог)
  2. Как не быть равнодушным на войне?
  3. Равнодушие и отзывчивость в современном обществе.
  4. Терпимость неизбежно ведет к равнодушию. (Д. Дидро)
  5. Нужно ли учиться сочувствию?
  6. Как соотносятся понятия доброта и отзывчивость?
  7. Когда отзывчивость может навредить?
  8. Нужно ли сочувствовать людям, которые тебе не нравятся?
  9. Может ли чрезмерное сочувствие стать преградой?
  10. Что важнее: сочувствие или реальная помощь?
  11. Может ли сострадание к людям быть проявлением эгоизма?

Направление «Цели и средства»

Список литературы по направлению:

  1. Л. Н. Толстой. «Война и мир».
  2. А. И. Солженицын. «Архипелаг ГУЛАГ». «В круге первом».
  3. М. Шолохов. «Судьба человека». «Тихий Дон».
  4. М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени».
  5. А. С. Грибоедов. «Горе от ума».
  6. А. С. Пушкин. «Капитанская дочка».
  7. В. Шукшин. «Cапожки».
  8. Ф. М. Достоевский. «Преступление и наказание».

Примерные темы по направлению:

  1. Достижение какой цели приносит удовлетворение?
  2. Оправдывает ли цель средства?
  3. Можно ли добиться цели, если преграды кажутся непреодолимыми?
  4. Что значит «великая цель»?
  5. Может ли человек жить без цели?
  6. Чем мечта отличается от цели?
  7. Как достигнуть цели?
  8. Как общество влияет на формирование целей?
  9. Согласны ли Вы с утверждением А. Рэнд: «Потерян навсегда лишь тот, в ком угасли стремления»?
  10. Можно ли утверждать, что на войне все средства хороши?

Направление «Смелость и трусость»


Список литературы по направлению:

  1. В. Быков. Сотников. «Журавлиный крик».
  2. Л. Н. Толстой. «Война и мир».
  3. А. С. Пушкин. «Капитанская дочка».
  4. Б. Васильев. «А зори здесь тихие…».
  5. В. Аксёнов. «Московская сага».
  6. Ф. М. Достоевский. «Преступление и наказание».
  7. М. Шолохов. «Судьба человека». «Тихий Дон».

Примерные темы по направлению:

  1. Почему говорят, что у страха глаза велики?
  2. Что значит быть храбрым?
  3. Нужна ли смелость в любви?
  4. Можно ли воспитать в себе смелость?
  5. Чем отличается истинная смелость от ложной?
  6. Чем отличается страх от трусости?
  7. Почему важно иметь смелость при принятии решений?
  8. Нужна ли смелость, чтобы принять что-то новое?
  9. Почему люди на войне проявляют трусость?
  10. Как мнительность связана с трусостью?
  11. Согласны ли Вы со словами Плутарха: «Смелость — начало победы»?
  12. Почему творчество требует смелости?

Направление «Человек и общество»

Список литературы по направлению:

  1. М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени».
  2. И. Бунин. «Господин из Сан-Франциско».
  3. А. Солженицын. «В круге первом».
  4. Салтыков-Щедрин. «Медведь на воеводстве». «Дикий помещик».
  5. Л. Н. Толстой. «Война и мир».
  6. А. А. Чехов. «Крыжовник. «Человек в футляре». «Ионыч».
  7. М. А. Булгаков. «Мастер и Маргарита».
  8. И. С. Тургенев. «Отцы и дети».
  9. М. Шолохов. «Тихий дон».
  10. Ф. М. Достоевский. «Преступление и наказание».
  11. И.А. Гончаров. «Обломов».
  12. А.Н. Островский. «Гроза».

Примерные темы по направлению:

  1. Несет ли общество ответственность за каждого человека? 
  2. Согласны ли вы с утверждением Плавта: «человек человеку — волк»?
  3. Как общество влияет на мнение личности?
  4. Нужны ли общественные нормы поведения?
  5. Ответственен ли человек перед обществом за свои поступки?
  6. К чему приводит неравенство в обществе?
  7. Согласны ли Вы с утверждением И. Гёте: «Человек не может жить в уединении, ему нужно общество»?
  8. Может ли человек посвятить свою жизнь интересам общества?
  9. Что важнее: личные интересы или интересы общества?
  10. Как социум влияет на решения человека?
  11. Кажется ли Вам справедливым мнение о том, что сильные люди часто бывают одинокими?

Даты проведения:

1. «Верность и измена». В рамках направления можно рассуждать о верности и измене как противоположных проявлениях человеческой личности, рассматривая их с философской, этической, психологической точек зрения и обращаясь к жизненным и литературным примерам.

Понятия «верность» и «измена» оказываются в центре сюжетов многих произведений разных эпох и характеризуют поступки героев в ситуации нравственного выбора как в личностных взаимоотношениях, так и в социальном контексте.

 2. «Равнодушие и отзывчивость»Темы данного направления нацеливают учащихся на осмысление разных типов отношения человека к людям и к миру (безразличие к окружающим, нежелание тратить душевные силы на чужую жизнь или искренняя готовность разделить с ближним его радости и беды, оказать ему бескорыстную помощь).

В литературе мы встречаем, с одной стороны, героев с горячим сердцем, готовых откликаться на чужие радости и беды, а с другой – персонажей, воплощающих противоположный, эгоистический, тип личности.

3. «Цели и средства» Понятия данного направления взаимосвязаны и позволяют задуматься о жизненных устремлениях человека, важности осмысленного целеполагания, умении правильно соотносить цель и средства ее достижения, а также об этической оценке действий человека.

Во многих литературных произведениях представлены персонажи, намеренно или ошибочно избравшие негодные средства для реализации своих планов. И нередко оказывается, что благая цель служит лишь прикрытием истинных (низменных) планов. Таким персонажам противопоставлены герои, для которых средства достижения высокой цели неотделимы от требований морали.

4. «Смелость и трусость» В основе данного направления лежит сопоставление противоположных проявлений человеческого «я»: готовности к решительным поступкам и стремления спрятаться от опасности, уклониться от разрешения сложных, порой экстремальных жизненных ситуаций.

На страницах многих литературных произведений представлены как герои, способные к смелым действиям, так и персонажи, демонстрирующие слабость духа и отсутствие воли.

5. «Человек и общество» 
Для тем данного направления актуален взгляд на человека как представителя социума. Общество во многом формирует личность, но и личность способна оказывать влияние на социум.

Темы позволят рассмотреть проблему личности и общества с разных сторон: с точки зрения их гармоничного взаимодействия, сложного противостояния или непримиримого конфликта. Не менее важно задуматься об условиях, при которых человек должен подчиниться общественным законам, а общество – учитывать интересы каждого человека.

Литература всегда проявляла интерес к проблеме взаимоотношений человека и общества, созидательным или разрушительным последствиям этого взаимодействия для отдельной личности и для человеческой цивилизации.

Примеры работ по этим направлениям: (скоро будет добавлено)

Источник: https://easy-ege.blogspot.ru/p/2017-2018.html

__________________________________________
Ссылка на основную публикацию