Федеральный бюджет россии на 2019 год

Бюджет России на 2019 год в цифрах

Госдума РФ одобрила бюджет России 2019-2021 года в третьем чтении. В голосовании участвовали 463 депутата: 361 народный избранник поддержал главный финансовый документ страны, 62 – проголосовали против.

«За» голосовали представители «Единой России» и ЛДПР. Коммунисты и члены «Справедливой России» — «Против».

Бюджет 2019 планируется профицитным, приоритетными направлениями государственного финансирования определены социальные проекты и оборону.

Особенности

  1. Финансовый план рассчитан на 3 года – в нынешних экономических условиях такая продолжительность является оптимальной и позволяет Минфину выравнивать дисбаланс между расходной и доходной частью.

  2. Основными источниками финансирования бюджета на 2019 год являются два Фонда: Резервный и Национального благосостояния (ФНБ).
  3. С 2018 года действует новый финансовый алгоритм: бюджетный резерв формируется за счет разницы между заложенной и фактической ценой на нефть.

    Правило действует в том случае, когда фактическая стоимость баррель превышает запланированную.

Профицит

Бюджет России на 2019 год в цифрах впечатляет, потому что правительство заложило рекордные суммы доходов и расходов:

  • Доходная часть –  19,969 триллионов рублей.
  • Расходная часть – 18 триллионов рублей.

Исходя из указанных цифр, бюджет государства будет профицитным. Профицит предполагается в размере 1,9 триллионов или 1,8% ВВП.

Валютный курс и инфляция

Разработчики главного финансового документа заложили валютный курс, равный 66,9 рублям за 1 доллар, на предстоящий год.

Рост ВВП также ожидается, он составит ориентировочно 2,2 %. Цена нефти, запланированная в следующем году, обозначена на уровне $63,4 за баррель.

Инфляция предполагается на уровне 4,3%. Причем, 4% — ежегодный показатель на весь трехгодичный плановый период. У Центрального банка РФ иное мнение: по прогнозам его аналитиков, уровень инфляции будет выше.

Национальные проекты

Всесторонняя поддержка национальных проектов, включая финансовую – одна из приоритетных задач, которые обозначил Владимир Путин. Андрей Макаров, возглавляющий бюджетный комитет в Государственной думе, уверен, что ее удалось реализовать.

Общая сумма финансирования национальных проектов составит 5,693 трлн. рублей, из которых:

  • на демографические проекты запланировано – 1,588 трлн.;
  • на здравоохранение – 698 млрд.;
  • на усовершенствование и развитие системы образования – 362 млрд.;
  • на жилищные проекты и создание комфортной городской среды – 318 млрд.;
  • на экологию – 278 млрд.

Доходная часть

Составители документа запланировали следующие источники наполнения доходной части (суммы указаны в миллиардах рублей):

  • НДС – 3558,7;
  • таможенные поступления – 1837,2;
  • акцизные сборы – 1029,3;
  • налог на прибыль – 825,2;
  • поступления от государственных компаний – 425;
  • внутренние займы – 870;
  • приватизация – 13;
  • внешние займы – 7.

Вариант продажи государственных предприятий через приватизацию запланирован, но реально пока не рассматривается. Министерство финансов не исключает вероятности обмена старых евробондов с целью сокращения внешнего государственного долга и снижения расходов на его обслуживание. Сумма обмена может достигнуть $4 млрд.

Предположительно сократятся и валютные поступления от продажи природных ресурсов, так как Минфин планирует сократить объемы экспорта сырья сначала до $162,8 млрд., а к 2020-му – до $134 млрд.

Расходная часть

Члены профильных комитетов, занимавшихся подготовкой проекта бюджета, и депутаты, поддержавшие его, определили приоритетные направления для государства. В процентном соотношении они распределились следующим образом:

  • Сектор социальной политики – 27,1;
  • Оборона – 16,2;
  • Экономика – 14,7;
  • Правоохранительная работа и безопасность – 12,5.
  • Общегосударственные вопросы – 7,8;
  • Межбюджетные трансферы – 5,2.
  • Обслуживание госдолга – 4,7;
  • Образование – 4,6;
  • Медицина – 3,6;
  • ЖКХ и природоохранная деятельность – по 1,1;
  • Культура – 0,7;
  • СМИ – 0,4;
  • Развитие спорта – 0,3.

Военный бюджет

Внушительные расходы на оборону в абсолютных цифрах превысят 2 трлн. рублей. Эта сумма будет направлена на оплату коммунальных услуг воинских соединений, обеспечение их ГСМ, продовольствием, обмундированием, содержание инфраструктуры и другие мероприятия, в том числе особые.

Планируется и повышение окладов военнослужащих. Однако об индексации пенсий для военных пенсионеров, как и для пенсионеров МВД речь не идет – она предусмотрена только для страховых пенсионных выплат.

Ожидать ли дефицита

Независимые аналитики менее оптимистичны в своих прогнозах. По их оценкам, доходная часть бюджета России на 2019 год составит 15,55 трлн. Расходы, соответственно, превысят доходы — возникнет дефицит.

Министр финансов Антон Силуанов считает, что уже в следующем году государство практически выйдет на бездефицитный уровень. Дефицит, если и возникнет, то не более 0,9 % ВВП.

Такие прогнозы министр делает, ориентируясь на показатели 2018 года, а также на низкую стоимость барреля нефти, заложенную в главном финансовом документе государства. По факту она превысила прогнозируемую цену.

Рост экономических показателей прогнозирует и глава Центробанка Эльвира Набиулинна – на 2,3-2,5%. Рассматриваются два сценария:

  • Оптимистичный – при росте нефтестоимости до $80 к концу текущего-началу следующего года.
  • Консервативный – при показателе $50-60 за единицу объема.

Бюджет 2019 года будет профицитным — Россия 24

Источник: https://zakony-2018.ru/bjudzhet-rossii-na-2019-god-v-cifrah/

Федеральный бюджет России на 2019 год

24 ноября 2017 года Госдума приняла бюджет, зафиксировавший экономические макро и микропоказатели 2018-года и ожидаемые значения по предстоящим двум годам.

Этот главный для экономики любой страны документ, по словам представителей Министерства финансов России, будет показывать более реальные цифры, чем предыдущие бюджеты России.

Обратите внимание

Документу суждено было пройти через все три парламентских чтения перед тем, как его приняли.

Над текстом госбюджета работали, кроме Правительства страны, Налогово-бюджетный комитет, а также другие профильные комиссии.

Доходная часть

Скорректированная в третьей редакции сумма доходов на текущий период составила 15,25 трлн. руб. Если сравнивать эту цифру с той, которая значилась в аналогичном документе позапрошлого года, то она выросла на 1 трлн., что позволило существенно уменьшить ожидаемый дефицит.

Что касается цифр, которые намечено получить в дебетовой части госбаланса 2019 года — они составят, как считают экономисты, 15,5 трлн. руб.

Здесь отражена цена нефтепродуктов марки Urals на уровне 40,8 долларов/баррель, учитывая принятую ранее долгосрочную стратегию ежегодно применять к этому показателю индексацию в размере 2%. Непонятно, правда, как в эту фиксированную стоимость впишется ожидаемый спад ее после даты, когда  закончится срок действия договора с ОПЕК (конец 1-го квартала 2018-го).

Хоть, правительство и уверяет, что до 2020-года оно учло в бюджете планомерное уменьшение получения средств от нефтепродаж. Light-сценарий событий уменьшит доходную часть на 134 млрд. руб., и то лишь через два года, а базовые ожидания минусуют по 162-164 млрд. каждый год, начиная с этого.

По другим статьям — в качестве займов Минфин хочет использовать реализацию евробондов по 7 млрд.руб ежегодно, начиная с текущего, и сроки их будут тридцатилетними.

Кроме того, не исключено, что начнется постепенный обмен старых ценных бумаг, общей стоимостью порядка 4 млрд. руб., чтобы уменьшить сумму актуального внешнего долга, а также сократить его обслуживание.

По федеральным облигациям: ожидают выпуск ценных бумаг на 869 млрд. руб. сейчас и 870 млрд. руб. – в следующем году. Самый же тяжелый, однако необходимый экономике заем в 1,3 трлн. руб. решили передвинуть на 2020 год.

Важно

По дивидендам госкомпаний бюджет получит порядка 379 млрд. руб. в текущий период, и еще через год – около 426 млрд. руб. Очередной этап приватизации пополнит казну суммарно на 36,6 млрд. руб. за все годы (сейчас это будет 13 млрд. руб., а в следующем – 12 млрд. руб.).

ВВП в этом году хотят видеть в размере 2,1%, в 2019 году – плюс 0,1% к этой цифре. И все выше приведенные показатели будет актуальными лишь, если инвестиции в основной капитал составят не менее 4,7-5,7%% ежегодно.

Расходная часть

Расходная часть составила 16,52 трлн. руб., что отразится в дефиците 1,2 трлн. руб. (эквивалентно 1,3% от валового продукта). Если сравнивать этот показатель с предыдущими плановыми значениями, расходы 2018 года стали больше на 0,5 трлн. руб.

По следующему за этим году эти же данные должны, по мнению правительства, составить 16,3 трлн. руб. То есть, отрицательное сальдо к  тому времени существенно уменьшится, и составит 819 млрд. руб.

Приоритетными, как и прежде, будут оборонные, социальные и поддерживающие отечественную экономику направления (по 28,9%, 36,3% и 14,7%, каждая).

В документ уже включили повышение до конца года МРОТ до 85% от прожиточного минимума, а со следующего, в рамках реализации долгосрочной программы по росту уровня жизни граждан, в планах вообще сравнять эти показатели. В далеком будущем хотят обеспечить и положительную разницу между этими цифрами, но, об этом пока говорить рано.

Кроме того, изначально заложены в документ целевые дотации компаниям РЖД в размере 26 млрд. руб., Росгидро – одного миллиарда и ОАК – 3,5 млрд. руб.

Новый год – новые правила

С этого года и охватывая 2019-й, а также все последующие периоды, планируется направлять положительную разницу от превышения стоимости продажи нефтегазового сырья от плановых в Резервный фонд, а не зачислять его непосредственно в доходную часть для покрытия текущих расходов, как это делалось ранее.

Также совершенно по-иному теперь финансируется покрытие дефицита: средства для этого будут извлекаться не из упомянутого фонда. Таким образом, со следующего года планируют минимизировать привычку латать бюджетные прорехи из ФНБ. С 2021-го от нее откажутся совсем.

Независимая критика

Минфин решил рискнуть и уменьшить прогноз дефицита бюджета с первоначальных пессимистичных 3,2% на фоне начавшей опять расти кривой стоимости экспортного горючего, а также общих экономических показателей, которые, по субъективному мнению Правительства, готовы продемонстрировать свое восстановление на практически докризисный уровень.

Как сказал Антон Силуанов, к 2019 году экономика и вовсе станет бездефицитной.

Причем основания тому дало не только наблюдаемое сейчас превышение заложенной цены нефти, но и начало реализации новой политики приватизации, которая коснется очень многих крупных функционеров рынка с госкапиталом.

Еще одним шагом Правительства, направленным на реализацию его оптимистичных прогнозов, может стать в текущем и следующем году так называемый «налоговый маневр». То есть повысят НДС и сделают меньшими перечисления в ПФ.

Совет

Стоит отметить, что в фундаменте этого действия эффект плацебо, ведь это банальное перераспределение средств между ведомствами.

Скорее всего, НДС вырастет с 18 до 22%, а отчисления в ПФ уменьшаться до 22%.

Как это отразится на экономике реальных предприятий и налогоплательщиках – судите сами. И здесь совершенно непонятно, почему этот шаг ведомство Силуанова называет «полезным». Может, для экономики в целом это и будет хорошо, но простым людям и предпринимателям стоит готовиться, к росту цен и потере рентабельности.

Риски

В качестве главного риска для бездефицитности бюджета, критики упоминают пресловутые колебания нефтяного рынка, ведь страна как была от них чрезвычайно зависимой, так такой и осталась.

Также не исключено, что госкомпании, в виду сложной ситуации на рынке и кризиса в России, не смогут выполнить в полном объеме свои обязательства перед государством.

Стоит отметить, что внешнеполитические проблемы, которые в последнее время имеют тенденцию лишь усугубляться, найдут свое прямое отражение в экономике, так как повлияют на позиции страны на мировом рынке и ее соответствующие шансы на инвестирование, а также финансовую поддержку извне.

Видео-новость

Источник: https://g2019.ru/25096-federalnyj-byudzhet-rossii-na-2019-god/

Бюджет на 2019-2021 годы. Социальные обязательства и укрепление экономики

МОСКВА, 29 сентября. /ТАСС/. Правительство РФ внесло в Госдуму проект федерального бюджета на 2018 год и плановый период 2019-2020 годов. Ранее премьер-министр РФ Дмитрий Медведев назвал главными задачами бюджета 2019-2021 годов полное выполнение всех социальных обязательств и формирование условий для укрепления экономики РФ.

«Бюджет [на 2019 год и плановый период 2020-2021 годов] более четко структурирован по целям: определены национальные проекты, по которым приняты сегодня паспорта, в ближайшее время будут приняты сами национальные проекты. Это более жесткий программный подход к бюджету, чем раньше был», — сказал первый вице-премьер, министр финансов Антон Силуанов, выступая в субботу в эфире телеканала .

Профицитный бюджет

Согласно проекту, профицит федерального бюджета России в 2019 году составит 1,932 трлн рублей, при этом в 2020 году профицит ожидается на уровне в 1,22 трлн рублей, а в 2021 году — 0,95 трлн рублей.

Расходы федерального бюджета в 2019 году составят 18,037 трлн рублей, в 2020 году — 18,994 трлн рублей, а в 2021 году — 20,026 трлн рублей.

 Доходы федерального бюджета заложены на уровне в 19,969 трлн рублей, 20,219 трлн рублей, и 20,978 трлн рублей в 2019, 2020 и 2021 годах соответственно.

Минфин сохранил прогноз профицита бюджета РФ на уровне 1,8% ВВП в 2019 году и повысил с 1% ВВП до 1,1% ВВП в 2020 году и с 0,6% ВВП до 0,8% ВВП в 2021 году.

 По итогам этого года прогнозируется профицит бюджета на уровне 1,3% ВВП.

Однако, по оценке Силуанова, в 2018 году бюджет будет исполнен с профицитом около 2% ВВП и показатель в законе о бюджете может быть скорректирован в сторону увеличения в ходе рассмотрения поправок в бюджет.

Последний раз федеральный бюджет РФ был исполнен с профицитом в 2011 году, тогда показатель составил 0,8% ВВП или 442 млрд рублей. 2013 год был исполнен с дефицитом в 0,5% ВВП. Дефицит планомерно рос и достиг максимума в 2016 году — 3,5% ВВП. Уже в 2017 году Минфину удалось сократить дефицит федерального бюджета до 1,5% ВВП.

Макроэкономические условия

Проект бюджета на трехлетку подготовлен на основе «базового» варианта прогноза социально-экономического развития РФ на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов.

Прогноз, подготовленный Минэкономразвития, учитывает продление антироссийских санкций и ответных мер со стороны России на протяжении всего периода.

Но при этом предполагает отсутствие новых геополитических потрясений и экономических шоков.

Министр экономического развития Максим Орешкин, выступая на заседании правительства РФ по бюджету, подчеркнул, что прогноз готовился в условиях высокой волатильности на глобальных рынках, на фоне роста ставок на американском рынке, финансово-экономического кризиса развивающихся экономик.

Эти условия вместе с ожиданиями новых антироссийских санкций, привели к повышенной волатильности финансового рынка РФ.

Однако, по мнению Орешкина, в отличии от прошлых подобных эпизодов, новые структурные макроэкономические реформы российского правительства, позволяют » уверено прогнозировать всего лишь краткосрочный негативный эффект как для финансовых рынков, так и для экономики».

Обратите внимание

Несмотря на волатильность, Минэкономразвития, сохранило свой прежний прогноз курса рубля и на конец 2018 года и на среднесрочную перспективу, как и другие основные макроэкономические показатели.

По прогнозам ведомства, рост ВВП по итогам 2018 года составит 1,8%, а годовая инфляция будет на уровне 3,4%. Однако, в предстоящие годы МЭР ожидает умеренного ухудшения внешних условий .

В частности, постепенное замедление мирового экономического роста ближе к отметке в 3% и плавное снижение нефтяных цен до уровне $54 за баррель к 2024 году.

Переходный год

Следующий год, по прогнозам МЭР, будет переходным. Самым тяжелым его периодом, по оценке Орешкина, может стать I квартал — будет сказываться на экономическом росте эффект от повышения НДС. Также на I квартал приходится, по прогнозу ведомства, максимальное замедление кредитной активности, вызванное волатильностью на финансовых рынках.

В результате, по итогам 2019 года рост ВВП замедлится до 1,3%, а инфляция ускорится до 4,3% с пиковым значением около 5% в I квартале года. Экономический рост ускорится до 2% в 2020 году, а в дальнейшем закрепится выше отметки в 3%.

Инфляция стабилизируется вблизи целевого значения — 4%, а рост уровня заработных плат в реальном выражении будет составлять 2-3% в год.

В качестве факторов ускорения экономического роста, Орешкин назвал смягчение демографического удара по экономике за счет повышения пенсионного возраста и роста продолжительности активной жизни. По прогнозам министра, прогнозируемые темпы роста превзойдут рост мирового ВВП и позволят России войти в пятерку самых крупных экономик мира, преодолев текущее отставание от Германии в около 4%.

Минфин РФ в долгосрочном прогнозе до 2036 года, который содержится в пакете документов к проекту бюджета на трехлетку, спрогнозировал постепенное ослабление курса рубля до 73,9 рублей за доллар США в период до 2036 года. Также ведомство прогнозирует стабилизацию мировых цен на нефть в диапазоне $40-50 за баррель в этот период.

Согласно прогнозу ведомства, курс рубля к доллару США в период 2021-2025 годов составит 66,4 рубль/доллар, в 2026-2030 годах — 71,1 рубль/доллар, а в период 2031-2035 годов- 73,9 рубль/доллар. Нефть марки Urals, по прогнозам Минфина, будет стоить в период 2021-2025 годов — $55,2 за баррель, в 2026-2030 — $52,2 за баррель, а в период 2031-2035 годов — $54,9 за баррель.

Доходы при изменении законодательства

Летом 2018 года, во время подготовки проекта федерального бюджета, правительство предложило сразу два важных изменения, которые были учтены в проектировках — увеличение налога на добавленную стоимость на 2 процентных пункта с 18% до 20% и повышение пенсионного возраста для женщин до 60 лет, для мужчин — до 65 лет. Оба закона приняты Госдумой в сентябре, и ожидают одобрения Совета Федерации.

Ожидается, что с 2019 до 2028 года от повышения пенсионного возраста бюджетная система получит примерно 7,8 трлн рублей и все эти средства будут направлены на повышение пенсий.

В следующем году повышение возраста даст около 2,9 трлн рублей, а на увеличение пенсий будет направлено в общей сложности 3,29 трлн рублей, в том числе бюджетный трансферт.

Важно

Правительство рассчитывает на почти полное обнуление трансфертов в Пенсионный фонд из бюджета к 2030-2031 году.

Дополнительные доходы за счет повышения НДС на 2 процентных пункта на товары, реализуемые на территории РФ и на ввозимые в РФ, по прогнозам Минфина, составят 495,6 млрд рублей в 2019 году.

Прибыль пополам

Правительство в проекте бюджета на 2019-2021 годы прогнозирует ежегодный рост доходов бюджета от дивидендов госкомпаний: в 2019 году до 588,2 млрд рублей, в 2020 году до 626 млрд рублей, в 2021 году до 675,1 млрд рублей.

В 2018 году федеральный бюджет получит по этой статье доходов 278,8 млрд рублей.

Соответственно, прирост доходов по этой статьи в 2019 году составит 309 млрд рублей, из которых 264,1 млрд рублей дополнительных доходов должно обеспечить принятие решений по ряду крупнейших акционерных обществ о выплате дивидендов не менее 50% от чистой прибыли.

В пояснительной записке к проекту бюджета на трехлетку отмечается, что некоторые компании приняли решения о выплате дивидендов в размере 50% от прибыли, либо приняли решение о постепенном приведении дивидендной политики в соответствие с требованиями правительства, как ПАО Сбербанк. Дивиденды, которые ЦБ получит от Сбербанка, в связи с планируемым изменением чистой прибыли в 2018 году могут составить более 135 млрд рублей, в 2019 году — свыше 209 млрд рублей, в 2020 году — 231 млрд рублей.

Счетная палата в своем заключении на исполнение бюджета за 2017 год рекомендовала правительству минимизировать индивидуальные решения об уменьшении размера выплат.

По данным СП, по сравнению с 2016 годом поступление от дивидендов в 2017 году уменьшилось на 667,6 млрд рублей, или в 3,7 раза, до 251,3 млрд рублей.

Однако глава Счетной палаты РФ Алексей Кудрин выступил против законодательного закрепления уровня дивидендов госкомпаний, хоть и считает, что нужно придерживаться ориентира в 50%.

Финансирование нацпроектов

Общий объем финансирования реализации национальных проектов и комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры РФ в 2019-2024 годах составит 13,11 трлн рублей, говорится в пояснительной записке.

В частности, на нацпроект «Демография» будет направлено 2,9 трлн рублей, на «Здравоохранение» — 1,34 трлн рублей, на «Образование» — 688 млрд рублей, на «Науку» — 387 млрд рублей, на «Культуру» — 100 млрд рублей, на «Экологию» — 636 млрд рублей.

Кроме того, на «Жилье и городскую среду» будет направлено 876 млрд рублей, «Безопасные и качественные дороги» — 1,24 трлн рублей, «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» — 395,4 млрд рублей, «Международную кооперация и экспорт» — 891 млрд рублей, «Производительность труда и поддержка занятости» — 74 млрд рублей, «Цифровую экономику» — 1,1 трлн рублей.

Комплексный план развития магистральной инфраструктуры обойдется бюджету за 6 лет в 2,3 трлн рублей.

Финансирование нацпроектов и входящих в их состав федеральных проектов за счет федерального бюджета составит в 2019 году — 1,7 трлн рублей, в 2020 году — 1,8 трлн рублей, в 2021 году — 2,1 трлн рублей. Общий объем бюджетных ассигнований на реализацию национальных проектов в 2019-2021 годах составит 5,55 трлн рублей.

В документе отмечается, что в рамках 12 нацпроектов будет утверждено 67 федеральных проектов и комплексный план развития инфраструктуры. Часть средств на их реализацию была предусмотрена в рамках приоритетных проектов, дополнительно предполагается направить 8 трлн рублей за 2019-2024 годы.

При этом Счетная палата РФ призвала правительство более строго подойти к вопросам увеличения финансирования госпрограмм в бюджете на следующую трехлетку в случае, если программы показали недостаточную эффективность.

Программа займов

Согласно проекту бюджета на трехлетку, объема госдолга в 2019 году составит 12 трлн рублей, в 2020 году — 14 трлн рублей, в 2021 году — 15,7 трлн рублей.

Минфин РФ в 2019-2021 годах может ежегодно размещать евробонды на сумму до $3 млрд, говорится в пояснительной записке к проекту бюджета РФ на 2019 год и плановый период 2020-2021 годов.

При этом Минфин планирует выкупить в 2019 году евробонды на сумму до $4 млрд.

Также Минфин планирует разместить в 2019 году облигации федерального займа (ОФЗ) на 2,47 трлн рублей, на 2,42 трлн рублей в 2020 году и на 2,6 трлн рублей в 2021 году.

Совет

 Объем бюджетных ассигнований, направляемых на погашение ОФЗ, в 2019 году составит 720,2 млрд рублей, в 2020 году — 579,7 млрд рублей, в 2021 году — 984,5 млрд рублей.

Первый вице-премьер заявлял ранее, что Россия может отказаться от внешних заимствований, заменив их внутренними источниками в случае усиления санкций.

Ранее в сентябре замминистра финансов Сергей Сторчак сообщил, что Россия скорее всего уже на выйдет на рынок внешних займов до конца 2018 года, хотя технически готова выходить на рынок, если сочтет нужным.

Он также не исключил, что Россия может выйти на внешний рынок с займами в евро.

В марте Минфин России уже разместил евробонды «Россия-29» объемом $1,5 млрд под 4,625% годовых и евробонды «Россия-47» на $2,5 млрд под 5,25% годовых.

Основная часть средств в объеме $3,2 млрд, привлеченных от размещения облигаций «Россия-29» и «Россия-47», была направлена на выкуп облигаций «Россия-2030». Остальная часть средств от размещения — $0,8 млрд зачислена в федеральный бюджет.

В прогнозе до 2036 года Минфин отмечает, что в среднесрочной перспективе ожидании нормализации денежно-кредитной политики на мировых финансовых рынках, растет вероятность снижения спроса на рисковые активы, в частности — сокращения объемов притоков капитала в страны с развивающимися рынками. Соответственно, на прогнозном горизонте можно ожидать постепенного ужесточения условий внешних заимствований для стран с формирующимися рынками, в том числе и для России.

Максимальные резервы

Фонд национального благосостояния к концу следующего года должен достигнуть максимального объема за всю историю своего существования, его объёмы будут расти благодаря жесткому бюджетному правилу, которое было принято в 2017 году.

Минфин планирует увеличение средств ФНБ в 2019 году до 7,8 трлн рублей, в 2020 году — до 11,37 трлн рублей, в 2021 году — до 14,18 трлн рублей, следует из пояснительной записки к проекту бюджета. Таким образом, объем ФНБ на конец 2021 года составит 12% ВВП РФ.

На конец 2018 года данный показатель составит 3,8% ВВП, 2019 — 7,4% и на конец 2020 — 10,3% ВВП РФ.

В следующем году ФНБ, по прогнозам правительства, достигнет 7% порога инвестирования. Минэкономразвития уже внесло предложение расширить возможности инвестирования средств ФНБ за рубежом и предложение нашло поддержку у президента РФ.

Силуанов ранее отмечал, что средства ФНБ в том числе необходимо расходовать на развитие внутреннего кредитования инфраструктурных проектов и институтов развития. По его словам, правительство уже договорилось о дополнительной докапитализации Внешэкономбанка из средств фонда на сумму 300 млрд рублей. На какой период рассчитана эта сумма первый вице-премьер не уточнил.

Кудрин, выступая в Госдуме, обратил внимание правительства на то, что ФНБ нуждается в дополнительной оценке ликвидности активов. Он напомнил, что ФНБ стал главным резервом вместо Резервного фонда, который был полностью израсходован.

Обратите внимание

На покрытие дефицита бюджета в декабре 2017 года были направлены средства Резервного фонда в объеме чуть более 1 трлн рублей.

Резервный фонд был создан в 2004 году, у идеи его создания были противники, но опыт последних десяти лет показывает, что благодаря ему России не пришлось «идти с протянутой рукой» в Международный валютный фонд, отметил глава Счетной палаты.

Источник: https://tass.ru/ekonomika/5619475

Проект федерального бюджета на 2019 год

Правительство России утвердило проект федерального закона о бюджете на 2019 год, а также предварительный план бюджета на 2020-2021 годы. После принятия Госдумой, Советом Федерации и подписания президентом этот проект станет законом, по которому страна будет существовать в ближайшем будущем.

Основные параметры

Ключевые показатели Проекта федерального бюджета на 2019-2021 годы представлены в таблице.

Основные показатели проекта федерального бюджета в текущих ценах — 2019 -2020 — 2021

Валовой внутренний продукт РФ, трлн. рублей 106 111 118
Доходы, трлн. рублей 20 20 21
Доходы, % ВВП 19 18 18
Расходы, трлн. рублей 18 19 20
Профицит, трлн. рублей 2 1 1
Средняя цена на нефть марки Urals, долларов США 63 60 58
Средний курс национальной валюты за доллар США 64 64 64
Индекс потребительских цен, % 4.3 3.8 4
Государственный долг (без учета обязательств государственных корпораций и банков), трлн. рублей 16 18 20

Очевидно, что главным источником доходов остаются прямые и косвенные поступления от добычи нефти, природного газа и других сырьевых товаров. Правительство планирует, что средняя цена на российскую нефть будет стабильной, оставаясь на уровне около 60 долларов за баррель, однако это не гарантировано.

Власти России заявляют о значительном росте ВВП страны в 2019-2021 годах, стабильном курсе рубля по отношению к доллару, а также о сравнительно низкой инфляции (около 4%). Как следствие, в будущем федеральном бюджете заложено заметное превышение доходов над расходами за счет роста налоговых поступлений (увеличение НДС и др.).

Государственный долг РФ в 2019-2021 годах увеличится с 16 до 20 трлн. рублей, что по мнению официальных лиц является «нормальным показателем». Данные цифры являются только «верхушкой айсберга» и относятся, главным образом, к внутреннему государственному долгу.

Они не включают в себя значительные обязательства государственных корпораций и банков перед нерезидентами, которые номинированы в иностранной валюте.

Структура расходов по проекту федерального бюджета на 2019 и последующие годы остается традиционной для России. Главной статьей являются траты на «оборону и национальную безопасность» (финансирование армии, МВД, спецслужб и т.п.). В 2019 году эти ассигнования составят примерно 5,2 трлн. рублей или около 30% всех расходов.

В 2021 году соответствующие траты возрастут до 5,5 трлн. На «общегосударственные вопросы» планируется выделить 1,4 трлн. рублей (1,5 трлн. в 2021 году). Ряд экспертов обращает внимание на значительное увеличение ассигнований на статью, предусматривающую выплату премий и другое материальное поощрение для государственных служащих. Эти траты вырастут со 139 млрд.

рублей в 2019 году до 284 млрд. в 2021 году.

На экономику в проекте федерального бюджета предполагается выделить в следующем году 2,6 трлн. рублей (2,8 трлн. в 2021 году).

Важно

По решению правительства РФ будет учрежден специальный «Фонд развития», который будет финансировать различные инфраструктурные проекты «стратегического значения».

Среди планируемых «строек века» высокоскоростные магистрали Москва-Казань и Краснодар-Грозный, мост, соединяющий остров Сахалин с Хабаровским краем, резервный мост через Волгу и др.

Совокупные расходы на социальную политику в России составят в 2019 году примерно 4,9 трлн. рублей. В 2021 году их планируют сократить до 4,75 трлн. Большая часть «социальных» денег уйдет на выплату различных пенсий и пособий. На образование будет выделено 827 млрд. рублей (4,5% всех расходов), на нужды здравоохранения около 655 млрд. (3,6%).

Более того, значительные «закрытые» статьи расходов можно обнаружить в таких разделах как «образование», «здравоохранение», «средства массовой информации» и даже «физическая культура и спорт».

Предусмотрены также засекреченные трансферты из федерального «кошелька» в региональные. В совокупности «закрытая» часть федерального бюджета предположительно вырастет к 2020 году до 20% всех расходов.

Такой специфический подход к государственным финансам выделяет Россию среди большинства стран мира.

Проект бюджета Санкт-Петербурга, Москвы и области на 2019 год

Официальные доходы этих городов формируются, главным образом, на основе следующих поступлений:

  • налог на доходы физических лиц, в частности индивидуальных предпринимателей;
  • налог на прибыль и имущество организаций;
  • арендные платежи;
  • прочие налоги, акцизы и сборы.

Обращает на себя внимание, что официальные финансы Москвы превышают суммарные расходы Московской области и Санкт-Петербурга вместе взятые.

Более того, столица России превосходит Санкт-Петербург и Подмосковье по этому показателю в 3-4 раза.

Траты Москвы сопоставимы с государственными бюджетами некоторых стран мира, например Беларуси, Египта, Казахстана, Люксембурга, Марокко и Словакии. Ключевые показатели региональных финансов на 2019 и 2020 годы представлены в таблице.

Основные показатели проекта бюджета, млрд. рублей — 2019 — 2020

Доходы, Москва 2207 2317
Расходы, Москва 2344 2430
Дефицит, Москва 137 113
Доходы, Московская область 635 668
Расходы, Московская область 649 670
Дефицит, Московская область 14 2
Доходы, Санкт-Петербург 576 620
Расходы, Санкт-Петербург 628 675
Дефицит, Санкт-Петербург 52 55

Среди важнейших статей расходов этих субъектов РФ:

  • решение транспортных проблем (строительство и ремонт дорог, развязки, метро и т.п.);
  • финансирование жилищно-коммунального хозяйства (энергетика, водоснабжение, вывоз мусора и др.);
  • обустройство территории, улиц, дворов;
  • социальная поддержка (доплаты к пенсиям, зарплатам);
  • инфраструктурные и «имиджевые» проекты (строительство стадионов, школ, медицинских учреждений и т.п.).

Имеющейся дефицит бюджетов Москвы, Московской области и Санкт-Петербурга покрывается, как правило, за счет внешних займов и федеральных трансфертов.

Источник: https://zakony2017.ru/proekt-federalnogo-bjudzheta-na-2019-god/

Проект федерального бюджета на 2019-2021 годы поступил в Госдуму

Перед проектом федерального бюджета всегда останавливаешься в растерянности и с почтением. В нем больше четырех тысяч страниц, он — продукт огромного человеческого труда. В нем сотни тысяч решений — кому, сколько и зачем, расписанных с детальностью до двухсот — трехсот рублей. Прямо в бюджете отдельной строкой поименованы даже вузы и отдельные общественные организации.

Но при этом заранее известно, что это бюджет предположений, во многом условный. Экономическая реальность все равно будет другой. Почему? Причина — высокая зависимость бюджета от мировых цен на нефть и газ, от курса рубля к доллару.

Матвиенко: Совфед 8 октября проведет слушания по бюджету

Пример — в бюджет 2018 года закладывалась цена нефти «Уралс» 43,8 доллара за баррель. По отчету минфина за первое полугодие 2018 года она совсем другая, намного приятнее — 68,8 доллара за баррель. Разница почти на 60 процентов. Минфин считал, что в первом полугодии 2018 года доллар будет стоить 64,1 рубля.

На самом деле средний курс составил 59,3 рубля. А что в итоге? В первом полугодии 2018 года планировали собрать в федеральный бюджет нефтегазовых доходов на 2,9 триллиона рублей. Но реально пришли 3,9 триллиона, на треть больше. Доходы федерального бюджета в первом полугодии по плану — 7,3 триллиона, по факту — 8,6 триллиона. Думали, что будет дефицит бюджета.

А вышел, наоборот, профицит.

Совет

Расходы бюджета? Конечно, увеличились, когда появились новые возможности! В первом полугодии 2018 года более чем на 600 миллиардов рублей. Все это приятные изменения!

Не так важно, кому какой процент достанется в бюджете, важнее — способен ли он обеспечить рост экономики

Но ведь могло быть и по-другому, как это происходило в 2014-2015 годах. Это были годы черной полосы. Все неустойчиво в российской экономике и финансах.

Нет ничего более переменного, чем цены на нефть, газ и другое сырье, курс доллара к евро (две мировые резервные валюты). Курс рубля изменчив, как улыбка женщины.

А доля «нефтегаза» в первом полугодии 2018 года в доходах федерального бюджета — 45,6 процента. Центральный, корневой, базовый доход, без которого жить нельзя.

Так что же 2019 год? Будем с деньгами или нет? И как будет поживать нефть — кормить или резать по живому? Что обещает минфин? Сравните сами.

Федеральный бюджет на 2018 год был утвержден по доходам на 15,3 триллиона рублей. Проект бюджета на 2019 год — доходы в 20 триллионов, почти на четверть больше при прогнозе розничной инфляции в 4,3 процента.

То есть «стоимостная» масса денег серьезно увеличена. Спасибо тебе, матушка Нефть!

Минфин дал прогноз по курсу доллара до 2036 года

А расходы? Нас это больше беспокоит. Сколько денег будет истрачено на нас? Не в резервы, не на погашение государственного долга, и так минимального, а на нас — в любой форме. Не важно, в социалку, в экономику, на военные расходы и т.п.

, но так или иначе в карман общества. На 2018 год расходы федерального бюджета были утверждены в сумме 16,5 триллиона рублей с дефицитом бюджета. На 2019 год предлагаются в расходы 18 триллионов, на 9-10 процентов больше, с профицитом бюджета в 2 триллиона рублей.

И здесь тоже заметный «стоимостный» прирост в опережение официальной инфляции.

Обратите внимание

Все эти пожелания исходят из цены на нефть в 2019 году в районе 60-70 долларов за баррель. Сегодня она уже выше, и пока можно потирать ручки! А вот что будет — увидим. Это бюджет предположений. Будет сытнее — он увеличится. Налетит кризис — бюджет будет урезан, уйдет в дефицит.

Но дальше начинаются вопросы. Когда опубликуют бюджет со всеми подробностями и пояснениями, будут бесконечные дискуссии, какой процент тратится на образование, сколько на медицину и как много на оборону. И в каком размере отпущены деньги на экономику. Больше, чем когда-то, или, наоборот, меньше.

Но доля процента туда, доля процента сюда, пусть даже вес ее в сотни миллиардов рублей, не имеет такого значения, сколько сама модель бюджета и экономики.

Что это за модель? Она способна на быстрый рост? Она может дать в уже ближайшем будущем резкое нарастание объемов денежных и материальных ресурсов в России, когда вместо раздела малого финансового пирога мы получим большой бюджетный дождь на всех?

Пока все ведомства закладывают в ближайшие годы рост экономики ниже 2 процентов. 3 процента и выше — начиная с 2021 года.

Это значит, когда рак на горе свистнет или даже когда начнется новый мировой кризис. Каждый год все настолько быстро меняется, что такие обещания значат или «да», или «нет».

В прошлом было много таких пророчеств. Но реальной ответственности конкретных людей за этими обещаниями не стоит.

Зарплату учителям и врачам предложили поднять на шесть процентов

И правильно, что не стоит. Мы строим уникальную модель бюджетной, «костыльной» экономики, когда на бюджет возлагается ответственность за все.

И за социалку (выполнение президентских указов), и за рост производства и промышленного потенциала, и за оборону и безопасность, да еще и за создание резервов на черный день, когда опять прилетит какой-нибудь кризис. А еще и за удержание низкого государственного долга.

Важно

Минфин не хочет его наращивать, даже на цели развития. Бюджет должен делать все это сразу. И масло, и пушки, и новые станки, и ракеты, и деньги под матрас.

В любом регионе или отрасли сегодня рост зависит от федеральных денег и проектов из центра. Все остальное — не нормализовано. Нет общедоступного — по всей территории России — кредита под умеренный процент.

На мелком и спекулятивном финансовом рынке деньги массовому бизнесу получить невозможно. Все жалуются, что налоги избыточны и растут. Налоговая нагрузка выше, чем в США. Курс рубля мало стимулирует рост. Очень тяжелое административное бремя.

Если в 2005 году в России было принято 5,5 тысячи федеральных нормативных актов, то в 2010 году — 12 тысяч, в 2016 году — 17,5 тысячи, в 2017 году — 18,9 тысячи актов. Рост по экспоненте.

Местные бюджеты, способность регионов к развитию на местах сегодня функционально зависят от денег сверху. Бюджетный федерализм не очень сложился в России. Слишком много денег и доходов забирается наверх.

Но все-таки ведь быстрый экономический рост есть? Да, есть, но только в отдельных ярких точках — регионах или отраслях. Их можно перечислить по пальцам. И только там, где государство дает преференции.

А точнее, деньги из бюджета — снизить процент за кредит, возместить часть затрат бизнеса, заплатить меньше налогов и пошлин, просто получить деньги и не вернуть. Все ищут только одного — как получить бюджетную поддержку. Или загородиться таможенными пошлинами.

Все жалобы промышленности — только к государству: дайте, дайте, дайте. На банки и финансовый рынок уже не надеются. Подставьте костыли!

Совет

Модель экономики и ее роста, где все сосредоточено вокруг федерального бюджета и его дележки — тупиковая. Бюджет ведь не резиновый. Он не может один решить задачу быстрых темпов роста. Да еще питать население, оборонять, резервировать на черный день. Такая бюджетная экономика обречена быть медленной и хромой.

Перегруженной правилами, надзором и санкциями — за бюджетными деньгами ведь еще нужно следить.

С министерствами, медленно превращающимися в совокупный Госплан, когда они пытаются лично заполнить пустоты в промышленном пространстве, свести бизнесы друг с другом, создать заказы, но непременно за счет бюджетных денег и льгот.

Бюджет основан на цене нефти 60-70 долларов. Она уже выше. Можно потирать ручки! Что в 2019-м? Увидим

Нет смысла спорить о деталях. Сколько дали тому, а сколько этому. Проект бюджета содержит много подробностей, когда думаешь — а почему так? Зачем? Но лучше обсуждать главное.

Может ли большое хозяйство России, в которой все вращается вокруг бюджета, а остальные экономические инструменты не нормализованы, выполнить свое предназначение — качество жизни, опережающий рост, модернизация, инновации? Не попали ли мы снова в тупиковую экономическую модель?

Инфографика: Инфографика «РГ» / Леонид Кулешов / Игорь Зубков

Что даст бюджет

Кабинет министров предложил в 2019 году на 6 процентов проиндексировать зарплату врачам, учителям и другим бюджетникам, на которых распространяются действия майских указов президента.

Также есть инициатива увеличить минимальный размер оплаты труда (МРОТ) в 2020 году на 2,9 процента, в 2021 году — на два процента. Повышение МРОТ должно положительно сказаться на кошельке 3,7 миллиона работников, в том числе 2,2 миллиона граждан, которые работают в государственных и муниципальных учреждениях, подсчитали в минтруде.

Подготовила Татьяна Шадрина

Мнение

После поступления проекта основного финансового документа в Госдуму ее председатель Вячеслав Володин направил документы в профильный комитет по бюджету и налогам. На рассмотрении Совета Госдумы бюджет окажется сегодня. Глава нижней палаты рассказал, на чем сосредоточатся депутаты при работе с проектом в первую очередь.

Правительство предложило увеличить МРОТ на 2,9 процента

— Нам крайне важно до рассмотрения главного финансового закона страны в первом чтении скрупулезно изучить его, — подчеркнул он. — Особое внимание необходимо уделить реализации Послания президента России Владимира Владимировича Путина и майского указа в рамках федерального бюджета на 2019-2021 год.

Володин отметил, что в бюджете должны быть отражены целевые показатели, поставленные президентом РФ. «Это вопросы, связанные с увеличением продолжительности жизни и повышением ее качества, развития медицины и образования, ускорения технологического развития, устойчивого экономического роста и увеличения реальных доходов наших граждан», — напомнил спикер.

Обратите внимание

Как отметил глава профильного комитета Андрей Макаров, доходы в 2019 году увеличиваются более чем на 22%, а ненефтегазовые доходы — на 16,3%. «Преодоление нефтяной зависимости бюджета от цены на нефть реально происходит», — считает он.

Впервые за последние годы, по его словам, предполагается профицит бюджета в размере почти 2 трлн рублей, что позволяет направить достаточно существенную сумму в Фонд национального благосостояния. «Исполнение бюджета никаким внешним факторам в результате будет неподвластно.

Все социальные обязательства государства будут выполнены», — уверен Макаров. «Мы приближаемся к тому моменту, когда ФНБ достигнет 7%. Это тот уровень безопасности, который необходим стране», — подчеркнул он.

Как ранее сообщалось, Госдума готова рассмотреть проект бюджета в первом чтении 24 октября, во втором — 14 ноября, в третьем — 20 ноября.

Подготовила Татьяна Замахина

Источник: https://rg.ru/2018/09/30/proekt-federalnogo-biudzheta-na-2019-2021-gody-postupil-v-gosdumu.html

Федеральный бюджет на 2019 год — Экономические прогнозы 2019

Государственный бюджет – важнейший документ в экономической и политической жизни страны, ведь именно в нем заложена смета годовых расходов и доходов.

В бюджетной отчетности отражены все поступления в виде налогов и сборов, которые планирует получить государство, а также все выплаты — пенсии, зарплаты и перечисления на ремонт дорог, содержание культурных и образовательных учреждений, а также финансирование социальных программ.

Понимая роль бюджета в нашей жизни, россияне живо интересуются новостями о корректировках, которые проводятся правительством перед наступлением очередного финансового года.

Особенно актуальными бюджетные вопросы становятся сейчас, когда Российская Федерация вплотную приблизилась к полному исчерпанию резервов, экономика вступила в рецессивную фазу, а санкции со стороны западных стран так и не прекратили давить на РФ.

Впрочем, российское правительство делает оптимистичные прогнозы, рассматривая недружественное отношение со стороны США и стран ЕС как позитивный фактор.

Якобы уже скоро политика замещения импорта даст желанные плоды в виде ускорения технического прогресса и, как следствие, активного роста экономики.

Давайте узнаем, какое финансовое будущее ожидает жителей России, исходя из приоритетов, которые заложены в бюджет 2019 года!

Выясните основные доходные и расходные статьи бюджета в 2019 году!

Особенности федерального бюджета РФ

Напомним, что в последние несколько лет страна живет по финансовому плану, адаптированному к текущим экономическим условиям.

Изменения в структуре и наполнении бюджета вызваны, прежде всего, санкционными ограничениями, нестабильным положением РФ на нефтерынке и сокращением финансовых активов в резервных фондах.

Проект бюджета на 2018, 2019 и 2020 годы был воплощен в федеральном законе от 24.11.2017, принятым Госдумой. После этого документ одобрил Совет Федерации и подписал Президент страны.

Главные особенности нового финансового плана Российской Федерации:

  • начиная с 2017 года, бюджет формируется не на один год, а на три. В текущих экономических реалиях Министерству финансов удобнее создавать трехгодичный план, чтобы на его основании строить бюджетную политику и выравнивать существующие дисбалансы;
  • исчерпание средств Резервного фонда и привлечение ресурсов Президентского фонда РФ привело к необходимости пересмотреть схемы финансирования дефицитной части бюджета. Теперь использование автономных фондов будет урезано, а деньги начнут аккумулироваться на внутреннем финансовом рынке;
  • в ближайшие годы главным источником для финансирования госбюджета останутся средства из Фонда национального благосостояния и Резервного фонда;
  • с 2018 года внедрено новое финансовое правило – если цена на нефть превысит заложенную в бюджете планку, разница пойдет не на расходные статьи, а на формирование резервов. В 2018 году в бюджет была заложена цена по 40 долларов США за единицу нефти марки Urals. Впоследствии эта цифра ежегодно подлежит индексации на 2%.

Если говорить о заложенных в бюджет показателях валютного курса, то разработчики исходили из таких прогнозных значений:

  • 64,7 рубля за 1 доллар — в 2018 году;
  • 66,9 рублей — в 2019 году;
  • 68,0 рублей — в 2020 году.

Инфляционные ожидания, заложенные в бюджет, — 4% ежегодно на весь плановый период.

Кстати, Международное Бюджетное Партнерство (организация, которая исследует уровень информационной доступности составляющих бюджета для граждан той или иной страны) снизило позицию Российской Федерацией в Мировом рейтинге прозрачности бюджета. Начиная с 2006 года, этот показатель существенно вырос, позволив РФ занять 15 место в мировом рейтинге и улучшив её балльную оценку с 47 до 72 баллов.

Еще через пару лет повышение доступности бюджетных сведений позволило РФ прибавить еще 2 балла в мировом рейтинге.

Однако, начиная с 2017 года, страна утратила былые позиции — с одной стороны, это поясняется несвоевременным размещением документа в интернет-источниках, а с другой — увеличением доли «секретных расходов» в статьях, посвященных национальной обороне.

Первую позицию в рейтинге независимой организации заняла Нова Зеландия, а максимальной закрытостью с оценкой в 0 баллов характеризуются бюджетные документы Катара, Венесуэлы и некоторых других стран.

Россияне думают, что коррупция сводит на нет усилия по планированию бюджета

Кроме того, не так давно был проведен опрос среди жителей РФ. Специалисты из Фонда «Общественное мнение» выясняли, насколько россияне довольны политикой формирования расходов.

Важно

Большая часть респондентов (около 47%) посчитали, что финансы в государстве тратятся неверно, а 20% опрошенных согласилось с государственной бюджетной политикой.

Главными причинами недовольства россиян оказались коррупционные схемы, чрезмерные объемы помощи другим государствам, высокая заработная плата чиновников и финансирование административных расходов госаппарата.

Респонденты полагают, что следует выделять больше средств на медицинский и образовательный сектора, жилищно-коммунальное хозяйство, дорожные работы и сельскохозяйственную отрасль. Зато расходные статьи, связанные с органами нацбезопасности, кинематографом и строительством объектов для международных чемпионатов, стоит пересмотреть в сторону уменьшения.

К вопросу о дефиците

Антон Силуанов заявил, что уже в 2019 году РФ выйдет на показатель бездефицитного бюджета – этот прогноз был откорректирован по отношению к прошлому трехлетнему плану.

В подтверждение своих слов он привел тот факт, что уже в 2017 году Российская Федерация вышла на показатель дефицита в размере 2% от ВВП, что на 1,2% лучше заложенного в прогнозный сценарий.

В текущем варианте главного финансового документа указано, что в 2018 году дефицит будет сокращен до отметки в 1,4% ВВП, в 2019 отчетный период будет закончен с дефицитом в 0,9%, а в 2020 Россия выйдет на отметку 0,8% ВВП.

Основным позитивным фактором, на который делает ставку финансовое ведомство, являются нефтяные котировки – уже сегодня они поднялись выше, чем эксперты рассчитывали при формировании федеральной казны.

При этом правительство решило не отходить от консервативных сценариев, и сформировало бюджетные показатели, исходя из 40 долларов за баррель «черного золота».

По словам Александра Дерюгина, который руководит Центром по исследованию региональных реформ РАНХиГС, казна может прийти к бездефицитному состоянию еще и за счет активизации приватизационных процессов.

Если говорить о конкретных цифрах, то плановые показатели дефицита бюджета выражены такими суммами:

  • 1,27 триллионов в национальной валюте в 2018 году;
  • 819,1 миллиард — в 2019 году;
  • 869,9 миллиардов — в 2020 году.

В 2019 году дефицит бюджета планируют сократить до 819,1 миллиардов

К вопросу о налогообложении

Еще одним ключевым моментом в уменьшении бюджетного дефицита называют «налоговый маневр», который разрабатывают комитеты Госдумы по поручению президента РФ.

На повестке дня – внесение очередных изменений в системы налогового обложения, которые могут затронуть россиян уже в 2019 году.  Сущность маневра состоит в повышении налога на добавленную стоимость с одновременным снижением сборов, которые взимаются в пользу Пенсионного фонда.

Вследствие этого будут уменьшены прямые налоги, которые считаются наиболее обременительными для большинства предприятий.

Совет

Текущий проект разрабатывается с учетом снижения ставки страхового взноса на 8% (сейчас она составляет в совокупности 30%). Косвенный сбор в виде НДС будет увеличен на 4% (сейчас он выражается показателем 18%).

  Министерство финансов считает, что такое перераспределение налоговых потоков приведет к существенному оздоровлению бизнес-среды.

Такие налоговые инновации планируют внести в российское законодательство осенью 2018 года.

К вопросу о государственных корпорациях

В числе главных рисков для государственной казны эксперты называют не только поведение мировых финансовых и сырьевых рынков. Конечно, падение нефтекотировок для государства с превалирующей сырьевой направленностью экспорта является ключевой угрозой.

Однако, по словам Татьяны Нестеренко, занимающей должность первого замминистра финансов РФ, в последнее время обеспокоенность вызывает государственный корпоративный сектор, который не всегда в полной мере рассчитывается по своим налоговым обязательствам.

Например, если для некоторых корпораций будут сделаны финансовые исключения и послабления, то и доходы от дивидендов сократятся практически в два раза. Риски недопоступления от таких доходов просчитали и специалисты из Счетной палаты РФ, которые оценили их в сумму 166 миллиардов рублей в 2018 году, а в 2019 и 2020 — в 209 и 191 миллиард в нацвалюте соответственно.

Доходная часть бюджета в 2019 году

Согласно государственному плану, ВВП России в 2019 году вырастет на 2,2%

  • Предполагается, что доходная часть бюджета должна составить 15,26, 15,55 и 16,3 триллиона рулей в 2018, 20019 и 2020 годах соответственно;
  • запланирован рост ВВП на 2,1%, 2,2% и 2,3% в 2018, 2019 и 2020 годах;
  • планируемое увеличение объемов инвестирования в основной капитал – от 4,7 до 5,7% в год;
  • также запланировано, что дивиденды от государственных компаний составят 379,8 миллиардов в нацвалюте в 2018 году, 425 миллиардов – в 2019 году, и 456 миллиардов — в 2020 году;
  • за счет внешних заимствований планируется наполнять бюджет на 7 миллиардов долларов каждый год (евробонды Минфин будет выпускать на срок в 30 лет). Кроме того, в Минфине рассматривается возможность обмена старых выпусков евробондов на сумму до 4 миллиардов долларов. Цель таких мероприятий — сокращение внешних долгов Российской Федерации и уменьшение средств, необходимых для их обслуживания;
  • за счет внутренних заимствований запланировано привлечь 868 и 870 миллиардов в нацвалюте в 2018-2019 годах, а затем повысить планку до 1,34 триллионов рублей в 2020 году. Средства на внутреннем финансовом рынке аккумулируются за счет размещения облигаций федерального займа;
  • любопытный факт о привлечении средств за счет приватизации – раньше в правительстве говорили о привлечении средств за счет продажи госпредприятий (36,63, 13,0 и 12,2 миллиарда рублей в 2018, 2019 и 2020 годах соответственно). Однако в последних версиях бюджета в статьи дохода такие поступления не заложены. При этом Максим Орешкин, который является министром экономического развития РФ, сказал, что этот вопрос полностью исключить нельзя. При корректировке бюджета перед 2019 годом все может поменяться;
  • за счет поступлений от таможенных доходов планируется получить 1837,2 и 1907,1 миллиардов рублей в 2019 и 2020 годах соответственно;
  • НДС должен помочь аккумулировать 3558,7 и 3880,1 миллиардов рублей за те же годы;
  • при помощи акцизов правительство надеется привлечь в бюджет 1029,3 и 1053,4 миллиардов рублей в 2019 и 2020 годах;
  • налог, взимаемый с прибыли, даст возможность пополнить бюджет на 825,2 (в 2019 году) и 884,7 миллиардов рублей (в 2020 году);
  • Министерство финансов предполагает постепенное сокращение доходов, получаемых за счет экспортируемых ресурсов топливно-энергетической сферы. Согласно базовому сценарию, до 2020 года они сократятся до отметки в 162,8 миллиардов долларов США, а если рассматривать пессимистичный вариант, то эта статья доходов может упасть до 134,5 миллиардов долларов. Снижение нефтецен было внесено в бюджет совсем недавно, так как в марте 2018 года прекратилось действие соглашения ОПЕК+, а вопрос с его пролонгацией остается открытым.

Приоритеты финансирования

В новом бюджете расходы на оборонную сферу наконец-то были сокращены

Приоритетными направлениями, на которые будет осуществлен расход средств из российской казны, названы национальная экономика, безопасность и социальный сектор. Если рассмотреть главные направления этой части бюджета, то можно сказать следующее:

  • общие расходы составят 16,53, 16,4 и 17,155 триллионов рублей на 2018, 2019 и 2020 годы соответственно;
  • в распределении расходов превалируют социальная сфера (36,4% от всего объема средств), комплекс национальной обороны (29%) и экономическая сфера (14,7%). В числе основных национальных программ названы развитие системы охраны здоровья (финансирование этой программы составит около 311 миллиардов рублей), развитие национального образования (500 миллиардов), реализация социальной поддержки граждан (1328 миллиардов), обеспечение правопорядка (670 миллиардов), развитие инновационной сферы и содействие экономическому росту (96 миллиардов), развитие космоса (181 миллиард);
  • предусмотрен рост социальных обязательств – согласно отредактированному бюджету МРОТ будет увеличен до 100% прожиточного минимума с начала 2019 года (в 2018 он составит 85% от указанного показателя);
  • предусматривается постепенное сокращение расходов, связанных с армией и оборонной политикой – в 2019 году они должны составить 4,71 триллиона рублей, что примерно на 19% ниже уровня 2016 года. В связи с этим предприятиям оборонного сектора было предложено переориентировать часть производства на нужды гражданского сектора. Пока что лишь 17% военных промышленников сумели достичь этой цели, хотя правительство намекало им на сокращение финансирования еще в 2017 году. Особенно сильно эта проблема затронула судостроителей. Впрочем, они полагают, что смогут очень быстро начать производство судов для рыбодобывающего сектора, строить ледоколы и плавучие атомные станции. Для тех, кто не сможет интегрироваться в рынок самостоятельно, предлагают создать программу по реорганизации и объединению;
  • на выполнение президентских указов, именуемых «майскими» (то есть повышение зарплат госслужащим, медикам и некоторым другим россиянам), в ближайшие три года придется выделить 2,2 триллиона в национальной валюте;
  • региональное субсидирование предполагает выделение 10 миллиардов, которые будут направлены на целевые нужды. Речь идет о ремонте мостов, дорожного покрытия и путепроводов, а также о дальнейшем обустройстве дорог регионального и межгородского значения;
  • основными получателями дотаций, как и ранее, названы Крымский полуостров, регион Северного Кавказа и Калининградская область;
  • сельскохозяйственная отрасль получит субсидии в размере 2 миллиардов в нацвалюте – эти средства будут направлены на покупку сельхозтехники и возведение новых объектов АПК;
  • основные изменения в бюджете коснулись расходов, связанных с российскими компаниями – например, РЖД получит 25,9 миллиардов рублей, энергетический холдинг «РусГидро» — 1 миллиард, а «Объединенной авиастроительной корпорации» выделили 3,52 миллиарда в нацвалюте. Дотации также получит Внешэкономбанк (150 миллиардов рублей), Россельхозбанк и Сберегательный банк РФ;
  • размер материнского капитала в бюджете остался без изменений (453 тысячи 26 рублей). Для реализации данной программы в 2018 году из бюджета выделят 341,5 миллиардов рублей, однако уже в 2019-2020 годах эту статью ожидает сокращение до 311,2 и 292,7 миллиардов в нацвалюте соответственно;
  • увеличены суммы накопительных взносов для военнослужащих, которые попали в нацреестр участников ипотечного кредитования (чуть более чем на 8 тысяч рублей, что в итоге выражается суммой в 268,5 тысяч рублей).

Расходные статьи бюджета в 2019 году

К сожалению, финансирование социальных программ в 2019 году уменьшится

Если рассматривать расходную часть бюджета на 2019-2020 годы постатейно, то стоит отметить такие моменты:

  • статья «Социальная политика» вмещает в себя 4741,8 и 4 873,3 миллиарда рублей. Существенное сокращение финансирования в сравнении с предыдущими годами поясняют тем, что не так давно пенсионеры получили выплату в размере 5 тысяч рублей, а также тем, что в Российской Федерации сокращаются объемы назначаемых пенсий. Впрочем, пенсионное обеспечение остается существенной статьей расходов — в 2019 году на пенсионные начисления выделено 2487,3 миллиардов рублей, а на компенсацию разницы для пенсионеров, у которых уровень дохода ниже регионального прожиточного минимума – еще 99,1 миллиардов в нацвалюте;
  • на национальную экономику будет выделено 2377,0 и 2438,7 миллиарда рублей;
  • на национальную оборону — 2798,5 и 2808,0 миллиардов рублей;
  • нужды образования профинансируют на 653,4 и 668,9 миллиардов рублей;
  • сфера здравоохранения получит 428,5 и 499,4 миллиардов рублей;
  • решение общегосударственных вопросов потребует 1243,5 и 1238,9 миллиардов рублей;
  • на сектор ЖКХ выделили 98,5 и 91,0 миллиардов рублей;
  • на культуру и кинематографию — 89,2 и 84,5 миллиардов рублей;
  • на развитие физкультуры и спорта — 37,3 и 38,9 миллиардов рублей. Сокращение этой статьи практически на 20 миллиардов за один год поясняется тем, что бюджет завершил финансировать мероприятия, связанные с подготовкой страны к проведению ЧМ по футболу 2018 года.

(Пока оценок нет)
Загрузка…

Источник: https://fin2019.com/news/federalnyj-byudzhet-2019/

__________________________________________
Ссылка на основную публикацию